Как отменить операцию по пластиковой карте, узнали волгоградцы

16 августа 2020

Иногда при покупке вещей, билетов или оплате услуг через Интернет, сумма списывается дважды. Что делать в такой ситуации, и как вернуть потерянные деньги, читайте в нашем материале.

В условиях эпидемии количество пользователей Интернета заметно возросло, ведь лишний раз не пойдёшь в кассу, предпочтешь электронный билет. Кибермошенникам это на руку. Людей, которые оказались в ситуации, сходной с вашей, – вагон и маленькая тележка. Все бронировали билет по описанному вами сценарию.

 

Конечно, основная рекомендация тут простая – покупайте билеты только на проверенных сайтах. Но если все‑таки довелось обмануться, надежда вернуть деньги остается. Как рассказала кандидат юридических наук Майя Саблина, для этого существует чарджбек – процедура отмены операции по пластиковой карте.

 

– Чардж-беком можно воспользоваться, если, например, вы оплатили покупку в Интернете, но товар вам не доставили либо приехало не то, что было обещано поставщиком, – поясняет эксперт. – Это лишь наиболее распространенные случаи. Полный перечень оснований можно найти в соответствующих гайдах платежных систем (Visa, Mastercard, МИР и т. д.). Сложность заключается в том, что эти документы в открытом доступе представлены только на английском языке. Российские банки, в свою очередь, максимально неохотно делятся информацией о чарджбеке. Более того, многие операционисты в отделениях искренне не знают, что это за процедура. Если сотрудник банка отказывается принимать у вас заявление, рекомендую направить его ценным письмом с описью вложения на официальный адрес банка.

 

Кратко процедуру чарджбека можно описать следующим образом.

 

Держатель карты обращается в свой банк, выпустивший карту. Заявление пишется в свободной форме. Главное – подробно описать, что вы покупали, сопроводить это доказательствами и пояснить, в чем проблема. Также важно приложить подтверждение того, что вы пытались урегулировать вопрос с продавцом самостоятельно. Подойдут скриншоты переписки.

 

Далее ваш банк направляет претензию кредитному учреждению, обслуживающему торговое предприятие. У него есть 30 дней для изложения позиции. Если ответа и доказательств опровержения не последует, покупатель должен получить свои средства обратно.

 

Важно подать заявление на чарджбек в пределах сроков, установленных правилами платежных систем. Для каждого основания они свои, но, как правило, составляют 120 дней с момента совершения транзакции. Если исполнение было привязано к более поздней дате, то отсчет следует начинать с нее.

 

Борьба с мошенническими сайтами ведется, уверена Майя Саблина, однако их слишком много – на место одного заблокированного приходит десяток новых. Если вы попали в ситуацию, когда деньги списались дважды, обязательно подавайте заявление на чарджбек. Это самостоятельное основание для оспаривания транзакции.

 

Вопрос о возможности возврата денежных средств, ушедших на электронные кошельки, спорный. На практике бывают разные исходы. Но пробовать обязательно стоит. К тому же инициирование чарджбека не требует никаких расходов.

 

– Продажа несуществующих билетов – это мошенничество, – добавляет Евгения Лопатина ведущий юрисконсульт ГосЮрбюро Волгоградской области, – поэтому параллельно подайте заявление в органы внутренних дел. Его можно написать в любом отделении полиции без привязки к месту жительства. В случае, если у гражданина достаточно знаний, чтобы определить, какая хостинговая компания осуществляет поддержку сайта мошенников, то он может попытаться добиться закрытия ресурса, подав претензию в ее клиентскую службу.

 

Также можно обратиться в Роспотребнадзор – специалисты ведомства могут добиться блокировки вредоносного сайта через суд.

 

Наталья Хайрулина. Фото: pixabay.com.