Как не поссориться с ребенком из‑за школы

Учебный год начался полтора месяца назад, а с ним возник и ворох школьных проблем. Как бороться с «двойками» и нежеланием учиться, рассказывает Екатерина Козлова, детский и подростковый психолог-психоаналитик, игровой терапевт, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии.
Расписание вместо напоминания
Как и когда нужно учить ребенка самостоятельно справляться с домашними заданиями и сборами в школу?
– К самостоятельности с уроками нужно приучать с 1 класса. Отношение детей и взрослых должно быть однозначным: уроки – это дело ребенка. Родители могут помочь, но это не значит, что они должны делать уроки вместе со школьником или вместо него (и такое бывает). Ваша помощь состоит, прежде всего, в том, чтобы научить ребенка самому себя организовывать. Если эта работа в начальной школе выполнена, есть вероятность, что в дальнейшие годы обучения все пойдет гладко.
В некоторых семьях наблюдается такая проблема: родители полностью контролируют ребенка, в том числе школьное обучение, и как только перестают следить – школьник не справляется и перестает не только учиться, но и элементарно чистить зубы и прочее.
Это как раз следствие недостаточного обучения самоорганизации. Есть множество способов такого обучения. Например, ребенок сам или вместе с родителями может сделать план, расписание, схему своего дня, недели. Чем больше давление – тем больше сопротивление, и в определенный момент у ребенка может появиться протест на каждое напоминание взрослого. Согласитесь, по‑разному звучит: «Почисть зубы, делай уроки, заправь постель…» и «Ты ничего не забыл? Посмотри расписание». Также важен пример родителей.
Поможет ли научить ребенка организованности плотное расписание: школа, кружки, секции?
– Смотря какие кружки и сколько их. Иногда это приводит к переутомлению и ребенок просто не может учиться в школе, у него нет сил и желания. Современные дети иной раз загружены больше, чем взрослые. Бывает, малышей с двухгодовалого возраста начинают учить читать и писать, хотя до шести лет важно делать акцент на развитие правого полушария. Преждевременная большая нагрузка приводит к отсутствию мотивации и ненавистному отношению к школе. Важно, чтобы кружки и секции нравились ребенку. Про их количество трудно сказать, ведь их может быть мало, но каждый день. Несомненно одно: у ребенка должны быть выходные и каникулы, когда он действительно отдыхает. Имейте в виду, что секции, где есть физическая активность, полезно совмещать с учебой, а вот секции, где есть умственная нагрузка, усиливают имеющуюся нагрузку в школе.
Многие жалуются, что именно в пятом классе у детей появляются проблемы с обучением. Не записывают домашнее задание, врут, что все сделали или что ничего не задали. Почему это происходит?
– Переход в среднее звено школы – особый период, который требует поддержки родителей. Пятиклассник должен адаптироваться к новым условиям обучения: появляется много учителей, новые предметы, иногда и новые одноклассники.
Иногда проблемы с обучением (особенно, если их не было и они появились) являются лакмусовой бумажкой того, что ребенка что‑то тревожит, что у него есть невыносимые переживания. Успеваемость может падать из‑за проблем с одноклассниками и учителями, из‑за изменений, связанных с семьей (рождение брата или сестры, например), и других. На то, чтобы справляться с переживаниями, уходит много сил и элементарно не хватает энергии на школу.
Учеба по вдохновению
Как реагировать на «двойки»?
– Очень важно, чтобы оценки в школе не влияли на взаимоотношения в семье. Иногда так дети бессознательно проверяют отношение родителей к себе, будут ли они любить их, если они будут плохо себя вести, будут плохо учиться.
Оценки зависят от многого: кто‑то заучивает, у кого‑то хорошая гибкость и он может перед уроком почитать и ответить или сделать быстро домашнее задание, кто‑то все знает, но боится отвечать, и т. д. В плане оценок и успеваемости – важно спокойное отношение. Не надо воспринимать плохие оценки ребенка как что‑то относящееся лично к нему, это всего лишь оценка и ее получил ребенок, а не вы. Хорошая учеба – это вопрос мотивации. У некоторых детей она совершенно отсутствует. Есть мотивация – избегание наказания, это тоже не выход. Есть внешняя мотивация – оценки, почему бы и нет. Самый высокий уровень мотивации – когда ребенку самому интересно, он хочет чему‑то научиться, что‑то узнать, быть успешным. Родители могут мотивировать детей своими примерами, обсуждениями перспектив, вдохновляя ребенка на успех. Если используется «кнут и пряник», внутренняя позиция школьника так и не формируется. Например, есть семьи, где за хорошие оценки дают деньги. Но ребенок должен учиться для себя, а не чтобы заработать.
Ребенок прогулял занятие, потому что забыл, звонит в слезах, что ему плохо, страшно, тошнит и хочет пойти домой. Что делать: прикрыть или заставить пойти в школу?
– Есть дети достаточно самостоятельные в плане решения своих школьных проблем, а есть наоборот. Все зависит от ребенка и ситуации. Некоторые вопросы должны решать только взрослые (например, ситуацию «травли» в классе), некоторые может и ребенок (ситуации, связанные с оценками, с невыученными уроками). Опять же самостоятельности здесь нужно постепенно учить.
В чем вообще причина прогулов?
– Причины прогулов, как и причины невыполнения уроков или плохой успеваемости, всегда разные. В работе с психологом как раз и возможно выявить, почему ребенок сбегает с уроков. Часто прогуливают «за компанию», чтобы завоевать хорошее отношение сверстников (это особенно актуально для подростков), иногда так «проверяют» родителей, правила, границы, иногда это связано с конфликтом с учителем.
Важно, что бы ни случилось в школе, родители всегда должны быть на стороне ребенка, даже если он не прав. Это не значит, что его надо оправдывать, но важно, чтобы родители не допускали жестокости ни со своей стороны, ни со стороны школы (учителей, сверстников и их родителей). Воспитывать родители должны не при посторонних. Учителя нужно поблагодарить и сказать, что дома вы с этим разберетесь. Как воспитывать, каждый решает сам, наказывать или нет.
Не дружить, а научить жить
Кстати, современные дети полагают, что образование им ни к чему, они уверены, что станут блогерами, видеоигроками и прочими интернет-знаменитостями. Как на фоне реальных примеров «звезд из ничего» донести, что нужны настоящие знания и профессия?
– Да, действительно наблюдается тенденция: некоторые дети хотят быть блогерами, «ютюберами» и не хотят учиться и в дальнейшем работать. Причины могут быть разные: это может быть желание «легких» денег и желание быть популярным, известным, любимым многими. Опять же ценности закладываются в семье и очень важен пример родителей, в том числе их отношение к своей работе. Если ребенок видит, как родители ненавидят свою работу, слышит их жалобы и упреки, то вряд ли он будет положительно относиться к перспективе самому трудиться. Если же он видит пример того, что работа приносит удовлетворение и радость, что в профессии человек самореализуется, в таком случае меньше шансов появления у ребенка желания «легких» денег.
Если же ребенка привлекает перспектива множества подписчиков, здесь нужно разбираться: это нормальное желание признания и принятия или чувство одиночества, неумение находить друзей в реальной жизни, неуверенность в себе (когда эта популярность как компенсация).
Как сделать так, чтобы из‑за школы не испортить отношения с детьми? И как расставить приоритеты: дружба с ребенком или его будущее?
– Дружбы между родителями и детьми не может быть, могут быть хорошие отношения. Родительская функция состоит в том, чтобы научить ребенка жить в гармонии с собой и другими. В жизни есть правила, запреты, это важно. Ребенок растет, и должно меняться отношение родителей с ним. Он становится более самостоятельным, важно эту самостоятельность поддерживать. Постепенно все больше переходить к договору, а не наказанию. Иначе в подростковом возрасте возможен сильный протест. Школа – это всего лишь очередной этап жизни человека, он может прожить его счастливо и с удовольствием.
Вероника Скворцова