Как научить детей правильно справляться со сложными задачами

Часто у волгоградцев случается ситуация, когда у ребенка что‑то не получается – выполнить трудное задание, поделку для школы, рисунок, отжаться или подтянуться на уроке физкультуры – и у него начинается истерика. Что делать мамам и папам в таком случае?
«Мама, у меня не получается…»
– Прежде всего хочу отметить, что описанная ситуация достаточно распространенная: с ней рано или поздно сталкиваются почти все родители, – говорит психолог Дарья Кочеткова. – Такие, казалось бы, рядовые моменты очень часто выводят мам и пап из себя, в результате все заканчивается криками взрослых и детскими слезами. Между тем любая ситуация требует правильных действий, эмоции здесь ничем не помогут.
В первую очередь специалист рекомендует учить детей тому, что проблем не существует, но есть задачи, которые приходится решать каждому в течение всей жизни. Следует постоянно напоминать ребенку, что нет плохих и хороших ситуаций, они такие, как мы к ним относимся. Чем бы человек ни занимался в жизни, успех всегда измеряется готовностью действовать. И лучше несколько раз проиграть соревнования, чем вообще ни разу в них не поучаствовать.
Важно также пересмотреть свое собственное отношение к проблемам.
– Безусловно, отношение ребенка к неудачам – это зеркало отношения к неудачам его родителей. Если тревожное мышление является нормой жизни семьи и у самих родителей присутствует невротическое стремление везде и всегда быть исключительно первыми, у ребенка сформируется точно такое же отношение, – поясняет психолог. – Принцип, озвученный знаменитым летчиком-испытателем Чкаловым, – «Если быть, то быть первым» – хорош в космонавтике, но в реальной жизни обычного человека эта стратегия не работает.
Маленький успех как большая победа
Итак, алгоритм правильных действий в подобной ситуации сводится к нескольким составляющим. Во-первых, это планомерная подготовка к тому, что неудачи неизбежны. Главная задача любого родителя – подготовить детей к взрослой жизни. А в жизни, как известно, ни у кого нет идеальных условий, в которых все и всегда получается легко. Поэтому одна из подзадач – подготовить ребенка к неудачам, которые являются нормальным этапом на пути к достижению цели.
Так, например, можно начать с рассказов о том, что, начиная новое дело, любой человек поначалу сталкивается с какими‑то трудностями. При этом следует привести в пример авторитетных для ребенка людей: известных спортсменов, актеров, танцоров, телеведущих и т. д., и обратиться к своему чаду с вопросом: «Как ты думаешь, у этого спортсмена сразу получилось выступить так, как он выступает сейчас? То, чем ты восхищаешься, – это результат его действий, а не переживаний о том, что ничего не получится!»
– Любому человеку – и взрослому, и маленькому – нравится делать то, что у него хорошо получается, поэтому советую родителям тренировать у детей «позитивный фильтр», то есть учить замечать то, что у ребенка получается хорошо, и фиксировать на этом внимание, подкреплять позитивом, – отмечает специалист. – Так, например, если из всей написанной сыном или дочерью строки хорошо получилась только одна буква, зафиксируйте внимание ребенка именно на ней: «Смотри, как хорошо у тебя получилось выполнить это задание. А как ты думаешь, какая буква у тебя вышла лучше всего? (ребенок выбирает букву). Давай нарисуем следующую строчку, чтобы буквы получились такими же красивыми, как эта?!» Так мы фиксируем ребенка на том, что у него получается хорошо. И у него появляется мотивация учиться дальше.
Многие родители, а также поколение бабушек и дедушек хорошо помнят советскую модель воспитания, когда предполагалось, что через негатив ребенок должен выйти на позитив. Школьники получали тетради с многочисленными исправлениями красной ручкой, ведь считалось, что это будет стимулировать их на старания, вырабатывать стремление улучшить ситуацию. Но результат получался прямо противоположным – развивался стойкий страх перед школой и учителями.
Не «вместо», а «вместе»
Очень распространенная ошибка: когда у ребенка не получается выполнить задание, а в дошкольном возрасте элементарно застегнуть кофту или рубашку – многие родители сразу кидаются выполнить эти действия за него.
– Желание вмешаться в деятельность ребенка, помочь или сделать за него продиктовано высокой родительской тревогой, – объясняет психолог. – Родители боятся, что ребенок не справится, сделает плохо, получит низкую оценку и в конце концов «будет работать дворником» (знаменитое родительское высказывание). Важно: не делать ЗА него, но можно помочь. Самостоятельное участие даже на 20, 30, 50 % даст хороший результат. Когда ребенку предоставляется возможность справляться с трудными задачами самостоятельно, становится очевидно, что ничего страшного не произошло, ребенок прекрасно все выполнил. Иногда для облегчения задачи полезно разбить сложное действие на несколько более мелких и простых.
Категорически нельзя формировать у ребенка стратегию под названием «дихотомическое мышление». Родители, сами того не осознавая, с очень раннего возраста обучают детей мыслить в черно-белых тонах, постоянно повторяя: «Ах, вот ты какой! Собирайся, уходим с площадки!», «Выключи телевизор или я его разобью!»
Ребенок рано или поздно начнет использовать ту же стратегию: если сразу не получилось идеально, лучше все бросить. Одна из родительских задач – показать ребенку правильный пример. Не нужно бояться рассказывать ребенку о том, что у вас тоже не все получается хорошо и сразу. Можно даже поделиться какой‑либо проблемой и параллельно рассказать о том, как мама или папа с этими трудностями справляются. Дети учатся, подражая. Видя, что родитель не избегает трудностей, не уходит от них, а ищет пути решения, ребенок научится действовать так же.
– Правильные действия помогут выработать у ребенка главные опоры, которые необходимы каждой личности: здоровую самооценку, самостоятельность и хорошую внутреннюю мотивацию. Тогда ребенок будет учиться или заниматься спортом не ради того, чтобы его похвалили, не для галочки, а потому что ему это на самом деле интересно, – заключает эксперт.
Ирина Марченко