Как наказать продавца за хамство?

26 февраля 2016

На вопросы отвечает юрист ВРОО "Общество по защите прав потребителей" Никита Мишутин.

? Вроде дефицита давно нет, но до сих пор в магазинах можно встретить «совковых» продавщиц, которые откровенно грубят покупателям. Что делать, если нахамил продавец?

– Тут не раскрыто понятие «нахамил». Если продавец обозвал или просто некультурно общался, то здесь предусмотрен исключительно гражданский способ защиты своего права. То есть нужно будет подавать иск в суд о защите чести и достоинства, но это только при условии того, что были какие-либо прямые оскорбления. Можно оставить жалобу на продавца на имя руководителя магазина.

? Мы приобрели керамическую плитку, но через неделю обнаружили, что вся плитка потрескавшаяся и надколотая. В магазине заявили, что возврат или обмен они осуществляют только в течение трех дней со дня покупки, это у них прописано в чеке внизу, но об этом при покупке нас не предупредили. Неужели ничего нельзя сделать?

– Если на товар не установлен гарантийный срок, то продавец не вправе ограничивать срок возврата тремя днями. Покупатель имеет право обратиться с претензией в течение двух лет со дня покупки товара. Может возникнуть спор, кто повредил плитку. Нужно будет провести экспертизу, которая подтвердит, что механические подтверждения вызваны вследствие несоблюдения технологии изготовления товара.

? Могут ли в магазине отказаться продать товар, если ты расплачиваешься мелкими монетками – по 10 и 50 копеек? И что делать, если откажутся?

– Естественно, не имеют права отказываться, потому что у нас можно расплачиваться купюрами и монетами любого достоинства. В данном случае следует обратиться с жалобой в управление Роспотребнадзора.

? Моя 80-летняя мама услышала рекламу о препарате, который якобы лечит от катаракты. Позвонила по указанному телефону, где менеджеры рассказали ей сказки о чудодейственном препарате, который вернет зрение. Стоимость оказалась почти 1000 долларов, но она его купила, поверив в эффективность. Когда я почитала в Интернете об этом препарате, оказалось, что это даже не лекарство, а обыкновенная пищевая добавка, и что ее цена в десятки раз меньше. Можно ли вернуть товар, если упаковка уже нарушена?

– БАДы надлежащего качества, которые относятся к пищевым добавкам, к сожалению, обмену и возврату не подлежат. Их можно вернуть в случае, если к ним отсутствует полная и достоверная информация. В данном случае, прежде чем приобретать такой товар, необходимо изучить его описание в Интернете либо в ином источнике.

? Можно ли взыскать материальный и моральный ущерб, полученный вследствие отравления купленными продуктами? Заказали суши, ели вдвоем с женой, но отравился только я один. Причем очень сильно, несколько дней держалась высокая температура. Врач подтвердил кишечную инфекцию. Какие документы нужно подготовить и на какую сумму возмещения морального ущерба можно рассчитывать?

– Да, возможно. Но нужно установить причинно-следственную связь, что кишечная инфекция возникла в результате отравления некачественным товаром. К претензии о возврате денег за товар нужно будет приложить справку от врача с датой обращения, диагнозом и причинами возникновения болезни. Сумму морального вреда пострадавший определяет самостоятельно, позже суд соглашается с этой суммой или устанавливает другую.

? Купил в магазине цифровую приставку к телевизору, оказалось, что она не поддерживает основной звуковой кодек АС3, который присутствует в большинстве видео. Решил на следующий день вернуть покупку в магазин и забрать деньги. Но мне ответили, что аппарат относится к сложной бытовой технике, поэтому мое заявление рассмотрят в течение 10 рабочих дней. А меня это не устраивает. Что посоветуете?

– В статье 25 Закона о защите прав потребителей есть ссылка на перечень товаров без существенных недостатков, не подлежащих обмену и возврату. Сложная бытовая техника относится к «невозвратным» товарам. Цифровую приставку можно будет вернуть, если только описание товара не полное, в нем не указано, какие звуковые кодеки поддерживаются. Согласно статье 12, если потребителю не предоставлена возможность при заключении договора получить информацию о товаре, он вправе потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Также можно вернуть деньги, если в описании к приставке указано, что она должна поддерживать АС3, но эта функция не работает.