Как из квартиры сделать офис или магазин

Чтобы открыть в квартире офис, салон красоты или пиццерию, нужно поменять статус помещения, а именно – перевести из разряда жилых в нежилое. В противном случае вы нарушите закон, который предусматривает использование помещения исключительно по назначению. И уж будьте уверены – соседи не оставят этот факт без внимания. Их согласие в данном случае требуется обязательно. Но давайте обо всем по порядку.
Коллективное решение
Как рассказали в Жилищной инспекции, переводом жилого помещения в нежилое (впрочем, как и обратно) занимаются органы местного самоуправления, то есть районная администрация по месту нахождения квартиры. Непосредственно туда и нужно обращаться с заявлением. Еще один вариант – провести процедуру с помощью МФЦ. И в том, и в другом случае владельцу понадобятся:
1. документы, подтверждающие право собственности на помещение (подлинники или копии, засвидетельствованные нотариусом);
2. план квартиры с техническим описанием (техпаспорт);
3. поэтажный план многоквартирного дома, в котором расположено помещение;
4. подготовленный и оформленный по всем правилам проект переустройства или перепланировки, который подтвердит возможность оборудования отдельного входа, перенос стен и т. д.
5. протокол общего собрания собственников квартир с решением об их согласии на перевод;
6. согласие собственника каждой квартиры, примыкающей к переводимому помещению.
Важно, чтобы на перевод были согласны более 50 % собственников жилья (при условии, что в собрании участвуют не менее половины от их общего количества), включая 2 / 3 голосов владельцев помещений того подъезда, где находится квартира.
Что касается примыкающих квартир, то речь идет о тех помещениях, которые имеют общую стену, либо расположены прямо над меняющей статус квартирой. От всех этих собственников понадобится письменное согласие.
Правильно спланировать ремонт
– Решение о переводе или отказе в этой манипуляции должно быть принято не позднее 45 дней с момента предоставления всех указанных документов, – отмечают в Госжилнадзоре. – В том случае, если заявление подавалось через многофункциональный центр, срок отсчитывается со дня предоставления этим органом документов в администрацию.
Как только решение принимается, ответ в течение трех рабочих дней направляется заявителю по указанному адресу или передается в МФЦ. Одновременно с этим о перемене статуса квартиры уведомляются и хозяева соседних, примыкающих к ней помещений.
Полученный ответ будет являться подтверждением перевода и позволит пользоваться помещением, как нежилым. Но это только в случае, если отдельный вход и другие работы по его реконструкции уже выполнены или же в них нет нужды. Если же перепланировка или переустройство необходимы, то документ даст разрешение на их проведение.
– После завершения всех работ орган местного самоуправления организует комиссию, которая все проверит и составит акт, после чего сведения передаются в службу Госрегистрации недвижимости, – поясняют специалисты Жилинспекции. – Акт приемочной комиссии подтверждает окончательный перевод помещения и является основанием его использования в качестве нежилого (или, наоборот, жилого).
Для отказа должен быть мотив
Случается, что органы местного самоуправления принимают решение об отказе в переводе. Основаниями могут послужить нарушения в представленных документах. Например, несоответствие перепланировки требованиям закона или недостаточное количество голосов от собственников квартир. В любом случае, отказ должен быть мотивированным. При необходимости его можно обжаловать в судебном порядке.
После окончательного перевода нужно не забывать о том, что статус помещения теперь другой, а значит, к его эксплуатации будут предъявляться совершенно иные требования, установленные для нежилого помещения в многоквартирном доме. Речь идет о пожарной безопасности, санитарно-гигиенических (шум, звук, вибрация и т. д.), экологических и других нормах. Надо сказать, что пустующая квартира обходится гораздо дешевле, чем пустующее нежилое помещение. Поэтому если надумали переоформлять бабушкину недвижимость, то взвесьте все за и против, прикиньте смету расходов и позаботьтесь о минимальном периоде простоя.
Кроме этого, хозяева таких помещений обязаны обеспечить доступ к общедомовым коммуникациям, которые в них располагаются. Прежде всего, необходимо помнить, что деятельность заведений, которые располагаются в бывших квартирах, не должна нарушать комфорт жителей, портить общедомовое имущество и приносить различного рода неудобства.
Ирина Марченко@ Фото Сергея Каширского