Историческая реконструкция: хобби, которое входит в десятку самых дорогих в мире

28 сентября 2017

Фото: Александр Кирьянов

Кто на рыбалку, кто на футбол, а эти мужики – на реконструкцию. Тратят немалые деньги на оружие, одежду, да еще кричат ура и бегают по полю. Спрашивается, зачем такая «войнушка» взрослым людям? Об этом мы поговорили с Павлом Молоденковым, одним из организаторов военно-исторического фестиваля «Они сражались за Родину», который пройдет на Лысой горе в Волгограде с 29 по 30 сентября.

 

? Павел Владимирович, когда Россия увлеклась исторической реконструкцией?

 

– Это примерно конец восьмидесятых. Питер, Москва. Идея пришла в голову историкам, копателям. Первых реконструкторов интересовала война 1812 года, причем сначала был создан клуб солдат наполеоновской армии, а затем только русской. Историческая реконструкция может восстанавливать любой исторический сюжет: и античность, и средневековье, и Вторую мировую – кому что нравится.

 

? Почему сейчас наблюдается повышенный интерес к реконструкциям?

 

– Скорее всего, это связано с проснувшимся интересом к своей истории. Реконструкция – неизбитая форма, позволяющая наглядно представить прошлое, своего рода спектакль, где сценой служит действительность.

 

? Что для вас историческая реконструкция?

 

– Это хобби. Причем, оно входит в десятку самых дорогих хобби мира. Пиротехника, техника, форма, оружие. Скажем, один только автомат МП-38 сейчас будет стоить не менее 150 тысяч рублей. Немецкий китель порядка 25 евро. Помимо этого историческая реконструкция – это еще способ изучать историю родины, сложный и непростой, но затягивающе интересный, ты как будто погружаешься в военное время, начинаешь лучше понимать, что же тогда происходило. Приходится читать много документальной литературы.

 

Я научился получать удовольствие от изучения документов. Восстановить то или иное событие – это как закрасить малюсенькое белое пятнышко в истории. В этом процессе узнаешь много такого, что раньше считал неважным.

 

Когда я первый раз надел гимнастерку советского солдата на голое тело, она так прилипла, что еле отодрал. Оказывается, ее надо надевать на «белугу» – белое нательное белье, похожее на рубашку с коротким рукавом. Или такой нюанс: каждый немецкий солдат носил с собой крем для рук, для лица, хлорницу и, несмотря на войну, три презерватива. Могу сказать, что, плотно занявшись реконструкцией, я почти перестал смотреть фильмы о войне. Очень много неточностей и ляпсусов. Даже в нашей классике, как «Они сражались за Родину», под немецкие танки загримированы советские. И это заметно. В современных фильмах актеров, не имеющих представления о военных действиях, часто выдают даже движения.

 

? Неужели нет ни одной безупречной с этой точки зрения картины?

 

– Есть. Например, нравится старый черно-белый фильм «Собаки, хотите жить вечно?» Так называется роман участника Сталинградской битвы Фрица Вёсса, экранизацией которого и является эта картина.

 

Там рассказывается о разгроме 6-й армии генерала Паулюса под Сталинградом. Интересно, что показывают события с непривычной нам стороны – из вражеских окопов. В массовке участвовали пленные немцы. Как они двигаются, как говорят, будто документальное кино.

 

? С чего началось ваше увлечение и что заставляет вас в сорок с хвостиком бегать с автоматом по доброй воле?

 

– Десять лет назад я собирал атрибутику войны: значки и другую мелочь. На некоторое время должен был переехать в Берлин, и вот там я впервые увидел комплект одежды немецкого солдата. Не мог удержаться – купил. Потом вернулся в Волгоград. На «птичке» познакомился с ребятами-реконструкторами. Показал им форму: буря восторгов, ничего подобного в городе на тот момент не было. Периодически по делам ездил в Германию, обязательно вез с собой два-три комплекта одежды. Тогда заказать в Интернете было еще очень проблематично. Так и затянуло! (Улыбается.)

 

Нами движет не только желание блеснуть формой и актерско-режиссерскими способностями, а прежде всего – желание показать людям, как все это было на самом деле. Зрителям интересно воочию увидеть историю своей страны. В музее вы все видите в статике, а тут – в движении. И разве кто позволит школьникам в музее взять в руки гимнастерку или автомат? А мы разрешаем. Молодежь прикасается к реалиям прошлого, ощущает себя свидетелем военных событий, а это, как мне кажется, ненавязчивое воспитание патриотизма.

 

? А не выглядит ли реконструкция своего рода рекламой агрессии, призывом к оружию?

 

– Мне такое даже в голову не приходило. Как же тогда все спектакли, те же фильмы о войне? Быть может, я вас удивлю, но считаю, что надо с детства приучать к тому, что война, увы, пока не исключена. Знаете, реконструкция народ немного закаляет. Наши ребята никогда не отмазываются от армии, понимая необходимость службы. А девочки-реконструкторы без всякого медицинского образования сделали искусственное дыхание упавшему на улице человеку. И тот пришел в себя.

 

? Что увидят зрители на фестивале в этом году?

 

– Подобные мероприятия мы проводим два раза в год – зимой и летом. У нас ни одна реконструкция не повторяется. В этот раз для зрителей мы написали сценарий с условным названием «Оборона Лысой горы в 1942 году подразделениями РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии) и РК Красного Флота». Волгоградцы и гости увидят масштабный бой за высоту 145,5, в котором помимо наших примут участие реконструкторы из семи городов страны: Казани, Ростова, Москвы, Воронежа, Бреста, Севастополя, Саратова.

 

Наталья Хайрулина