Иностранный язык – основа культуры современного человека

АКТУАЛЬНО
На базе Волгоградской государственной академии последипломного образования продолжает работать федеральная стажировочная площадка для педагогов. На конференциях и семинарах, организованных Академией, учителя иностранного языка обсуждают актуальные вопросы преподавания этого предмета. До конца 2017 года в школах Волгограда и Волжского пройдут стажировку более 300 учителей из разных регионов. Одна из базовых организаций стажировочной площадки – МБУ СОШ № 35 им. Дубины В. П. г. Волжского. Чему здесь учат педагогов, рассказала учитель английского языка Лариса Евгеньевна Селезнева.
– Лариса Евгеньевна, какой подход к обучению иностранным языкам заложен в государственном образовательном стандарте?
– Цели и задачи преподавания иностранного языка уже не те, что были раньше. Старая школа учила читать, писать, говорить на иностранном языке, чтобы выпускник мог на том или ином уровне общаться с иностранцами, изучать книги, сочинять письма и т. д. Сейчас основная цель – достижение высоких личностных результатов. С помощью иностранного языка мы воспитываем человека с дивергентным мышлением, культурного, разносторонне развитого.
– Что предлагает стажировочный модуль?
– Стажировочный модуль подразумевает изучение иностранного языка в тесной связи с другими предметами. Язык изучается на примерах из истории и литературы, по фильмам, музыкальным произведениям. Например, если по программе иностранного языка ребенок изучает какого-то художника, то мы предлагаем ему нарисовать (скопировать) его картину. Важно, что, погружаясь в творческий процесс, он проникается той эпохой, в которой жил и творил художник. Нарисовав картину, он рассказывает о ней на иностранном языке. Таким образом, ученик овладевает языком на глубоком уровне. Через культуру другого народа мы воспитываем билингвальную личность.
– Нужен ли обязательный ЕГЭ по иностранному языку?
– Иностранный язык нужен не только для того, чтобы ездить за рубеж, делать успешную карьеру и так далее. Психологами доказано: если человек изучает иностранный язык, гармонизируется работа обоих полушарий головного мозга, человек развивается и ориентируется в этом мире намного лучше и быстрее. Те, кто переходит в 10-й класс, вполне могут сдать ЕГЭ на базовом уровне при условии, если в школе будут грамотные педагоги. Делать обязательным экзамен по иностранному языку в 9-м классе, я считаю, не нужно.
– Сегодня некоторые школы с углубленным изучением иностранных языков отказываются от преподавания второго языка? Какие для этого причины?
– В проекте концепции модернизации технологий и содержания преподавания иностранных языков, которую мы активно обсуждаем, второй язык изучается на усмотрение школы. Все зависит от финансов и кадрового потенциала, которым располагает учебное заведение.
– Какая польза от стажировочной площадки?
– Стажировочная площадка – это обмен опытом, креативными идеями, практическими наработками. Без этого современный педагог состояться не может. Благодаря активному участию нашего региона в Федеральной целевой программе развития образования мы имеем такую возможность.
Ирина Шестакова