Хватит платить за домофон чужому дяде

Фото www.speakphone.ru
Жители одного подъезда типичной хрущевки выкладывают порядка 10 тыс. рублей в год за обслуживание домофона. При таких тратах двери можно менять каждые два года! Куда уходят деньги собственников? И вообще, обязаны ли горожане платить за мифические услуги?
Подобные вопросы читатели задают довольно часто. На днях в редакцию пришло коллективное письмо, авторы которого просят расставить все точки над «i».
Горожане уверены, что ежеквартальная плата за домофон является незаконной. Свое мнение волгоградцы подтверждают следующими соображениями. Подъездная дверь и само электрооборудование входят в состав общедомового имущества, которым на полных правах распоряжаются собственники. Соответственно если вдруг домофон выйдет из строя, жильцы могут самостоятельно найти любую компанию, которая его починит. И для этого вовсе не обязательно ежеквартально платить по сотне рублей конкретной фирме.
– Нам приходят квитки на 120 рублей с квартиры в квартал. С одного подъезда пятиэтажного дома получается уже почти 10 тысяч рублей. За что?
Все зависит от дома
Согласитесь, ситуация, при которой житель частного дома ставит видеодомофон при входе во двор и нанимает компанию, которая обслуживает систему, кажется нелепой. Никто не платит за воздух. Будут проблемы – будем искать решение. Почему же собственники квартир обязаны ежеквартально перечислять энные суммы чужому дяде? Однако разница между частными и многоквартирными домами все-таки существует. И многое зависит от того, когда построен дом.
Как пояснили «Вечернему Волгограду» в Госжилинспекции, домофонная дверь и оборудование составляют часть общего имущества, как правило, во всех новостройках. В старых домах домофонные двери не были предусмотрены проектом и в общедомовую собственность, как правило, не включены. Но! Если жители хотят, чтобы вновь установленная домофонная дверь все-таки вошла в состав общего имущества, то имеют полное право принять соответствующее решение на собрании, считает юрист Ирина Бетлинская.
При этом важно понимать, что от оплаты за обслуживание это не освобождает! В тех случаях, когда домофонная дверь и оборудование являются частью общего имущества, обслуживание ложиться на плечи управляющей копании. Будет ли она делать это своими силами или путем заключения договора с подрядной организацией, плату собственникам выставят или отдельной строчкой, или в составе услуги «обслуживание и ремонт общего имущества». К слову, решение об этом также принимают собственники.
В чем разница
Таким образом, как ни крути, общее имущество необходимо содержать. Но вот цена вопроса может отличаться. Если при сотрудничестве со сторонней компанией мы соглашаемся на ее тарифы, то расценки на содержание и ремонт общего имущества определяют сами жильцы в дебатах с жилконторой. Ключевой вопрос: что входит в перечень услуг по обслуживанию домофонной двери?
Как пояснили в одной из волгоградских фирм, занятых установкой домофонов, перечень работ по обслуживанию включает более 10 позиций. Это и замена неисправной кнопки с внутренней стороны, и наружной дверной ручки, и проверка переговорного устройства. И даже, страшно подумать, смазка петель входной двери! Кто-нибудь когда-нибудь видел, как сотрудник обслуживающей домофон компании капал в петли масло? А главное, какова себестоимость такой услуги?
При этом изготовление ключей или ремонт абонентской трубки производится за отдельную плату. А именно эти проблемы и возникают чаще всего. Так что резерв для экономии определенно существует.
Комментарий эксперта
Ни слова о домофонах
– В настоящее время домофоны рассматриваются как нечто совершенно необходимое. Но поскольку никакие специальные правила в отношении порядка оказания этих услуг не приняты, на практике возникает множество вопросов, – говорит юрист Роман Сысоев. – Государство несколько отстранилось от регулирования сферы данных услуг, ведь ни в ЖК РФ, ни в Правилах оказания коммунальных услуг гражданам, ни в других нормативных актах нет ни слова о домофонах.
Наша справка
В настоящее время в Волгограде действует порядка 20 домофонных компаний. Средняя стоимость установки металлической двери с оборудованием для одного подъезда в пятиэтажке составляет от 15 до 23 тыс. рублей, в девятиэтажке – от 25 тыс.
Кроме того, нужно еще заплатить за ключи – от 50 рублей и трубки – от 150 рублей. В итоге за установку жильцы одной квартиры в пятиэтажке должны будут отдать до 1300 рублей.
Собственникам, заключившим договор, придется вносить абонентскую плату, в счет которой производится техобслуживание. Как правило, это около 50 рублей в месяц, или 600 рублей в год с одной квартиры.
Если в пятиэтажке четыре подъезда, общая плата за год составит уже 48 тыс. рублей.
Важно!
Не устраивает компания – меняем
Если жильцы недовольны работой компании, обслуживающей домофонное оборудование, они вправе ее поменять. Для этого собственники также должны организовать общее собрание.
– В случае с конкретным подъездом должны проголосовать все собственники квартир в нем, если речь идет о целом доме – должен быть кворум, – комментирует юрист Наталья Бетлинская. – При этом хорошо, если жильцы предварительно согласуют свое желание с потенциальной обслуживающей компанией, а то вдруг от одной откажутся, а другая не захочет принять. Протокол собрания должен храниться у старшего по подъезду или у председателя собрания, а копию отдают УК (если через нее заключен договор), либо в саму домофонную компанию, если договора заключены с ней напрямую.
Подписал договор – плати!
Если вы подписали договор с обслуживающей организацией либо хоть раз внесли плату по выставленной квитанции, значит, согласились с обязанностью оплачивать услуги до тех пор, пока документ не будет расторгнут.
При просрочке неплательщикам будет начислена пеня. При этом обслуживающая компания имеет право отказать в предоставлении услуг связи до момента погашения долга.
В то же время, подчеркивают в Госжилнадзоре, если собственники передали заботы о двери управляющей компанией и затраты на обслуживание включили в раздел трат на содержание и ремонт общего имущества, отдельные домофонные платежки недопустимы.
В этом случае нужно жаловаться в Жилищную инспекцию Волгограда (для жителей областного центра) или в Госжилнадзор (для жителей области).