Владимир Бондаренко: «Волгограду нужен культурный всплеск!»

Актеры Молодежного театра вернулись из Франции. В стране, где дух искусства витает в воздухе, проходили репетиции нового спектакля. О европейской культуре, новых премьерах и том, чего не хватает Волгограду корреспонденты «Вечерки» поговорили с художественным руководителем «Молодежки», заслуженным артистом России Владимиром Бондаренко.
Во Франции нет мимов!
? Каковы впечатления от этой легендарной страны? Там действительно на каждом углу уличные театры, мимы и это какая-то культурная Мекка?
– Если честно, то мимов на улице мы не встретили. Но во Франции большое количество театральных компаний, которые объединяют разные театры, но самих театров, которые пользуются реальной поддержкой государства или спонсоров, единицы. Это Комеди Франсэз и Гранд-опера. В остальном там нет таких театров, как у нас, вроде ТЮЗа или НЭТа. Вот, например, театр «Theatre de chambre 232U», с которым мы работаем, находится в бывшем паровозном депо и существует на деньги, выделяемые на конкретные проекты.
В Европе вообще другая театральная система, они существуют от проекта к проекту, у них нет репертуарных театров, которые работают восемь месяцев в году. Репертуарный театр возник в России и на данный момент существует в основном только у нас. В других странах культура стала похожа на борьбу, в которой нужны идеи и бизнес-планы.
? Французские театры всегда славились революционными вещами. Чем они вас удивили? Что хотелось бы повторить на волгоградской земле?
– Главным открытием для меня стал сам режиссер Theatre de chambre 232U Кристоф Пирэ. Он сам и драматург, и режиссер, и благодаря этому ему удалось создать принципиально новый театральный жанр. В своем театре он ставит невероятные спектакли с использованием живой музыки, вокала и видеосопровождения. Истории он пишет сам, и каждая из них основывается на человеческих мыслях, чувствах, ассоциациях, это нечто подсознательное. Ничего подобного я раньше не видел, это полностью его идея, концепция и заслуга. Благодаря этому Кристоф стал очень известен во Франции и за рубежом. Когда я увидел его работу впервые, то сразу решил, что для нас это стало бы очень интересным проектом. В итоге на волгоградской земле 13 февраля состоится премьера принципиально нового спектакля Via Stalingrad. В Волгограде пройдет всего 10 показов, и затем эта постановка отправится в турне по Европе.
? Расскажите об этом спектакле.
– Пока не хочется раскрывать секретов спектакля, могу сказать только, что это будет история группы молодых людей, разделенных границами и расстояниями. В проекте заняты четверо актеров «Молодежки» и двое их коллег из Франции. Оригинальный текст пьесы принадлежит Кристофу Пирэ. Украшением спектакля станет музыка, специально написанная для проекта молодым французским композитором Кристофом Хокке.
Помогите культуре!
? В последнее время волгоградцы все чаще жалуются на то, что культура в городе умирает. Если в Астрахани каждое воскресенье какие-то культурные мероприятия, театры под открытым небом, уличные танцы, то мы, волгоградцы, этого не видим.
– Да, увы, сейчас не лучшие времена переживает наша культура. И это характерно для всей страны. Культура – это дотируемая сфера, а для того, чтобы выделялись средства из бюджета, необходимо понимание властей. Именно власть должна осознать, что культурное наполнение – это не тяп-ляп и готово, а долгая серьезная работа, требующая больших усилий и времени.
Есть же регионы, в которых театрам, музеям и филармониям уделяется большое внимание. У нас же, увы, некоторое время делался упор не на систематические культурные мероприятия, а на временные массово-зрелищные, вроде Байк-шоу.
Для того чтобы регион культурно расцвел, нам нужен свой бренд. Например, Елена Орлова (директор музея ИЗО им. Машкова. – Прим. авт.) сейчас вплотную занимается возрождением музейного дела в Волгограде, привозит выставки, пытается запустить этот механизм. Но одна она не справится, нужна работа и в остальных культурных отраслях, а главное, нужна поддержка и финансирование властей. А у нас была такая долгая кадровая чехарда во власти, что им просто некогда было этим заниматься.
? А как эта проблема решается в той же Франции, где вы были, или в Германии?
– Там вопрос финансирования, в том числе спонсорского, стоит несколько иначе. Во время нашей поездки был фестиваль рок-музыки, который организовал мэр города Ренн. Городок небольшой, но туда съехалась молодежь со всей Франции. Пусть у них на голове ирокезы, это жесткая субкультура, но при этом там не было блюющих и дерущихся людей! У нас же после какого-нибудь праздника с Центральной набережной еще пару дней придется вывозить пустые бутылки, а милиция обязательно задержит драчунов. Вопрос в культуре людей, в Европе они относятся к ней иначе, тянутся к ней, а не ищут повода «погудеть»… Оттого находятся и люди, готовые финансировать мероприятия и проекты.
3 церкви и 15 борделей
? А вообще, Волгоград – это скорее город театров, художников или музыкантов? Чем мы сильны? В чем наша изюминка, некая основа, на базе которой можно развивать культуру?
– Царицын – это город купеческий. Изначально тут было три церкви, дворянское собрание и 15 борделей, культурой здесь и не пахло. Это исторически не культурный центр, и когда после войны Волгоград отстраивали сызнова, сюда завозили людей, чтобы искусственно создавать культурные основы, – архитекторов, художников, театралов. Сравните с тем же Петербургом, там сам воздух пропитан искусством и желанием творить, а у нас все-таки основа купеческая, и от этого не уйти, капитализм берет верх.
? Модно ли сейчас ходить в театр? Много ли зрителей приходят на спектакли и как много среди них молодежи?
– Еще лет 10-15 назад куда меньше людей посещали спектакли. Сегодня же многие осознанно приходят, наслаждаются игрой актеров, в том числе и молодые люди. У волгоградских театров нет проблем с посещаемостью. Многих наших зрителей я узнаю, они приходят по четыре-пять раз за сезон! Так что да – ходить в театр – это модно!
? Театр – это,прежде всего талантливые актеры. Многие режиссеры жалуются, что талантливые ребята рвутся в столицы. Есть такая проблема?
– Да. Со всего бывшего СССР молодые таланты съезжаются в Москву, но лишь единицы пробиваются. То же и в Волгограде, талантливых выпускников трудно удержать. Они грезят столицей, гонорарами, главными ролями. Но далеко не всем это удается. Нам необходимо создать условия для молодых кадров. К примеру, выпускник вуза, придя в театр, будет получать пять тысяч, а ведущий артист - восемь. Кто будет работать за такие смешные деньги?! Вот руководители театров и стараются придумать какие-то надбавки и премии, чтобы довести эти цифры хотя бы до 10 и 20 тысяч соответственно.
В культурной изоляции не останемся
? Ну, сейчас Россия в сложном положении. Не окажемся ли мы в культурной изоляции из-за санкций и ответных действий России?
– Меня данный вопрос тоже беспокоит, эта непонятная чудовищная ситуация с Украиной, и все эти санкции ничего хорошего никому не принесут. Верю, что в изоляции Россия не останется, у нас много интересных проектов, в том числе и совместных. Не думаю, что страны Европы решат отказаться от такого культурного европейского поля, как Россия.
? Каковы планы «Молодежки» на этот год?
– Моя главная мечта сейчас связана с постановкой декабрьской премьеры «Забавный случай». Я сам буду ставить этот спектакль и очень хочу, чтобы он получился. А так у нас вообще сезон, богатый на премьеры, откроется он новой постановкой «В открытом море», в феврале состоится показ совместного с Францией проекта, а на конец сезона запланированы еще два новых спектакля, о которых я пока не могу рассказать, но, поверьте, это будет нечто новое, яркое и запоминающееся!