Пользуйтесь, покупайте, пейте, курите, летайте!

23 июля 2013

До перестройки о рекламных роликах на телевидении люди даже не догадывались. Кино смотрели без вставок про горящие туры, колбасу и пятна на одежде. В газетах и журналах чаще встречались карикатуры на буржуазную жизнь, чем коммерческие объявления. Но реклама в СССР все-таки была!

 

 

   "Селедочка обалденная! Огурчики волшебные!"

   Удивительно, но в Большой Советской Энциклопедии написано: «Реклама – это средство одурачивания покупателей и навязывания им часто бесполезных товаров сомнительного качества». Вот так! Это при том, что еще в начале становления Советского Союза сам Владимир Маяковский высказывался: «Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь – хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама – это имя вещи». Так вот, несмотря на скандальное определение в БСЭ, имя вещи в СССР знали!

   – Я помню, как креативно рекламировали свои товары торговцы на рынках, – вспоминает Людмила Толочкина из Краснооктябрьского района. – Например, на улице Штеменко выстраивался целый ряд бабушек, дачников и даже детей с ведрами помидоров, картошки, перца, соленой рыбы, а еще с салфетками-макраме, вязаными носками, булавками, щенками и кошками. Ну и конечно, цветы, пастила, сладкие петушки и банки для закрутки вместе с пучками хрена. Людей было много, а значит существовала конкуренция! Идешь вдоль ряда, а тебе кричат: «У меня лучше! У меня слаще! У меня дешевле!» Однажды кто-то внес смуту – поставил рядом с товаром плакат. На большой картонке большими буквами было написано: «Селедочка обалденная! Дальше не ходите!» Говорят, соседи-продавцы эту картонку пару раз выкидывали, а потом нечто подобное появилось у каждого торговца: «Огурчики волшебные! Выращены с любовью!», «Огурцы без химии, при закрутке хрустящие!». Особенно запомнилась надпись: «Яйца домашние от добрых курочек». Вот я смеялась. Как-будто имеет значение, если яйца от злых пернатых! Вот вам и реклама на рыночном уровне!

 

   Анисовой, к сожалению, нет. «Столичная»!

   Если по ТВ не было перерывов на рекламу – это совсем не значит, что рекламы не было совсем. Вот, например, герой киноленты «Спортлото-82» бросает с экрана мимоходом: «Я хотел взять «Пепси», но «Байкал», по-моему, лучше!». Ну как тут не прислушаться? Не говоря уже о самой лотерее, которая вмиг стала популярной в СССР.

   – Сейчас пересматриваешь советские фильмы и понимаешь, что рекламы в них было предостаточно, – говорит Сергей Меркулов, читатель «Вечерки» из Кировского района. – Я даже собрал небольшую коллекцию.

   «Храните деньги в сберегательной кассе!» – предупреждал Милославский в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Оттуда же ненавязчивая реклама водки: «Анисовой нет, «Столичная»!» А в «Иронии судьбы» на столе постоянно фигурирует «Советское шампанское». Сигареты «Мальборо» можно увидеть в нескольких фильмах. Например, в «Служебном романе»: «Что за гадость вы курите? Выкиньте!» И на стол к секретарше падает блок импортных сигарет. «Угадай, что я сейчас курю? «Мальборо»! Новый зам с барского плеча кинул!»

   – Молодцы, все-таки пиарщики сэсэсэровские! – говорит Сергей Меркулов. – Наверняка же такие были? Были!

 

   «Сплошные императивы!»

   Если коммерческую рекламу прятали в кино, то слоганы социальной рекламы кричали отовсюду. Даже «пионерская зорька» по радио вещала о том, что надо сдать макулатуру и подписаться на полное собрание сочинений какого-нибудь классика литературы. Ведь это важно для каждого советского человека – собрать библиотеку.

   – Социальная реклама была во всех слоях общества, – вспоминает Олег Лагоша из Красноармейского района, – и в основном одни императивы, прости Господи! «Делайте зарядку по утрам», «покупайте в кассах РЖД», «летайте Аэрофлотом», «пейте наши соки», «варите кисели!»

   Самым популярным носителем рекламы в СССР был, пожалуй, плакат.

   – Просто мучитель совести и двигатель торговли! – продолжает Олег Лагоша. – То дальневосточная рыба, то мармелад, то зубной порошок. Или личное: «Берегите природу, не обижай маленьких». В Волгограде таких плакатов было много. В «Минске», «ЦУМе», в «Нептуне» и даже в библиотеках и школах. Я помню ужасную картинку Госстраха. Она висела возле подъезда какого-то дома. Там была изображена советская семья. Позади нарисован огонь, поедающий шторы, мебель. И мама с ребенком. А впереди на стульчике сидит веселый отец: «Я спокоен – я застраховал все имущество в Госстрахе!» Вот так реклама!

 

   И никакой пошлости

   Конечно, рекламы в советское время было не так много, как сейчас. На то есть объективные причины. В условиях, когда все производство сосредоточено в руках государства, нет необходимости вести ожесточенную конкурентную борьбу, сражаясь за каждого потенциального клиента. На советских предприятиях все делали по госзаказу, а значит, рынок сбыта был обеспечен. Реклама в СССР преследовала другие – более масштабные задачи. Вывести на рынок новый продукт («пора уже попробовать крабовое мясо!»), сформировать какую-то потребность у многомиллионного народа…

   При этом советскую рекламу отличало высокое качество. Это отмечают все современные специалисты. Торговая реклама была такой же напористой и откровенной, как идеологическая – с нее она и начиналась. И конечно же высокая нравственность советского народа не позволяла широко рекламировать средства личной гигиены, а столь распространенные в настоящее время отсылы к интимной сфере были просто немыслимы. Как говорится – «облико морале!»

   – Реклама была немного наивная, аккуратная, «откровенная» в хорошем смысле слова, – говорит Олег Максимов, житель Центрального района. – Посмотришь на доброе лицо человека с плаката, и сразу хочется быть лучше!

Оксана Корнеева.