Почему в Симферополе точно такие же остановки, как на Тракторном?

6 августа 2013

Остановки общественного транспорта в Волгограде выглядят разношерстно. Единых требований к их внешнему виду нет, возведение занимает считанные дни. А ведь в начале прошлого века проект остановочного павильона в нашем городе могли согласовывать годами…

 

В таких павильонах можно было жить

 

   Во второй половине 1920-х годов центр Сталинграда начинают активно благоустраивать. Все больше внимания уделяется озеленению и внешнему виду улиц и площадей. Тогда же появилась необходимость построить один из первых в нашем городе остановочных павильонов – в районе Октябрьской площади (напротив Центрального рынка). Именно здесь сходились несколько трамвайных маршрутов, ведущих в разные концы Сталинграда. Но строительство серьезно затянулось.

   Губернский коммунальный отдел в 1926 году предъявляет целый ряд требований к объекту. Надо было расположить павильон так, чтобы ограничиться наименьшей порубкой зеленых насаждений; проект павильона должен быть утвержден губернским инженером. Павильон представлял собой одноэтажное здание с залом ожидания на 34 м2, кондукторской (13,5 м2), небольшой комнаткой зав. движением, уборной, кладовой и коридором.

   Губинженер при рассмотрении проекта пожелал внести изменения – немного «сдвинуть» павильон и сделать козырек с четырех сторон. Еще спустя полгода был одобрен третий вариант. Теперь здесь появляется столовая для сотрудников трамвая, но, видимо, только как помещение для приема пищи, приносимой с собой, так как вспомогательного оборудования или других помещений для столовой запроектировано не было.

   – В 30 годах отношение к проектированию остановок было более, чем серьезное, – комментирует Петр Олейников, профессор, кандидат технических наук, декан архитектурного факультета ВолгГАСУ. – Специалисты просчитывали всякие мелочи: чтобы на козырьках не скапливался снег или чтобы в помещение не задувал ветер.

 

Остановочный бум

 

   Сегодня в Волгограде еще остались остановки, которые могли бы рассказать о том, как развивалась история этого вида малых архитектурных форм:

   – Сначала были кирпичные остановки. Лучшие образцы облицовывались мозаикой, – рассказывает Петр Олейников. – Потом, на рубеже 80-х, остановочные павильоны стали делать из монолитного бетона. В Тракторозаводском районе, например, сохранились несколько таких экземпляров.

   Мозаичное декорирование наибольшую популярность обрело в районах области.

   – С одной стороны, для нас, художников и архитекторов, это было «кормушкой», где, сочетая искусство и практику, мы могли заработать денег, – вспоминает Виктор Мызгин, член Союза художников РФ. – С другой, все делалось на радость жителям. Особенно в сельской местности, где власти меньше следили за внешним видом территорий. Некоторые такие остановки до сих пор можно увидеть на пригородных трассах.

   В 70-е из стен Волгоградского инженерно-строительного института выходят первые выпускники архитектурной специальности. Студенты сами стали выезжать в область, зарабатывать в летние каникулы. До этого каждый сельский глава даже понравившийся проект остановочного павильона мог «завернуть» по простой причине: проекты некому было реализовывать. Теперь данная проблема была решена.

   Следующий этап эволюции волгоградских остановок приходится на 90-е годы – в связи с распространением новых материалов. Если раньше металлические объекты выглядели довольно массивно, то теперь появляются более легкие конструкции. Примеров в городе, особенно в Ворошиловском районе, достаточное количество.

 

Кто во что горазд

 

   Сегодня подход к строительству остановок принципиально иной. Часто городские и районные власти пытаются заработать, отдавая место остановки бизнесмену. Хозяин ставит за свои средства остановку, а вместе с тем – торговый павильон. Такие объекты никак нельзя назвать произведением искусства, но зато их легко перенести или убрать. Пассажир в ожидании транспорта тут же на ходу может купить перекусить или попить.

   Но, к сожалению, особых единых требований к внешнему виду остановок нет. И если в советское время существовал архитектурно-художественный комитет, который следил за архитектурным обликом города-героя, то сегодня все пущено на самотек.

   – Целостный подход, который, на мой взгляд, нужен городу, сегодня отсутствует, – говорит Петр Олейников. – Когда проектом занимается архитектор – это одно дело. А когда мы привлекаем собственников и бизнесменов, то для них главное киоск, а какой будет навес – уже не столь важно.

   Стоит взглянуть на остановки – и можно судить об отношении властей к внешнему облику города.

   – Я в прошлом году был в Крыму – курортное место, архитектуре уделяется большое внимание, – делится Петр Олейников. – Там власти тоже активно взаимодействуют с предпринимателями. Но для строительства применяют качественные материалы: обработанную древесину, лицевой кирпич, стекло.

   Интересная деталь. Коллега нашего собеседника, тоже выпускник ВолгГАСУ, в свое время работал главным архитектором Тракторозаводского района. Тогда, в 70-е годы, здесь были построены оригинальные остановочные павильоны, которые местами можно увидеть и сегодня. Став впоследствии главным архитектором Симферополя, наш земляк перенес свой опыт и на Украину. Поэтому сегодня в Симферополе можно встретить остановки советского времени один-в-один как в Тракторозаводском районе Волгограда.

 

Была бы политическая воля

 

   – Раньше градостроительный совет обсуждал каждый проект, предложенный к реализации в городе, и запросто мог отклонить его, – говорит Петр Олейников. – Сейчас законы другие, архитектор не может повлиять на образ здания. Нанимаете ли архитектора или сами рисуете – без разницы. Есть разрешение – значит, будет построено. И никто не имеет права сказать, что данный архитектурный образ портит облик города или не вписывается в ландшафт. Чтобы остановочные павильоны выглядели эстетично, необходимо выработать единый подход, привлекать к обсуждению архитекторов, художников, специалистов своего дела. Все зависит от городских властей: если им нужны мнения профессионалов, то они будут. Потенциал у нас большой!

 

Александр Богатырев.