Грязная работа Станислава Азарова

21 апреля 2015

Тут нет места привычным живописным пейзажам, здесь все по-мужски. Черно-белые тона, урбанистические виды, города и люди, существующие среди промгигантов. Талантливый волгоградский график Станислав Азаров – один из немногих в России, в совершенстве владеющий техникой офорта и эстампа. Печатная графика для молодого художника – самый доступный язык общения со зрителем.

 

 

Молодые авторы не создают, а копируют

– Выбирая графическое искусство, нужно быть готовым: процесс создания работы долгий и очень грязный. Здесь нет места людям без воображения, результат никогда нельзя спрогнозировать. Настоящее чудо! – рассказывает о своей работе Станислав.

Роман с графикой у художника завязался еще во время учебы в Волгоградском педагогическом институте. Знакомство с графикой породило желание творить и совершенствоваться только в этом направлении. В итоге у художника две специальности: "Преподаватель рисунка и живописи", а также "Преподаватель печатной графики".

– Честно, я не раз и не два пытался преподавать. Дело это, конечно, неблагодарное. Особенно сложно с молодыми ребятами, весь их мир погружен в интернет-пространство. Они не создают, а копируют. Даже талантливые дети не хотят воображать, думать, трудиться. Им проще нарисовать на планшете, чем на бумаге. Мне это непонятно. Поэтому сейчас я преподаватель только в дипломе, – поясняет художник.

По словам Стаса, в графике каждый предмет дает свою особенную фактуру при печати. Поэтому и сложно предугадать результат. Многие художники привыкли: что в голове – то на холсте. У графика все иначе, требуется огромное терпение и практика, чтобы контролировать процесс.

– Графики все немножко новаторы. Разновидностей печати огромное количество. В зависимости от печатной формы, краски, способа нанесения одно и то же изображение может получить различные интерпретации. Даже у одного мастера, – объясняет Станислав.

Сложно представить, но бесконечное количество графических вариаций строится на трех основных способах печати: высоком, углубленном и плоском. Каждый из нас может представить графическую картинку: вспомните детские книжки с черно-белыми иллюстрациями, они и созданы именно этими способами печати. Оттиск с печатной формы и называют эстампом.

 

Вдохновение везде

Сны, невольно подслушанные разговоры, прочитанные книги и насекомые – все это является источником вдохновения художника. Рисуя всю свою осознанную жизнь, Станислав привык к внезапным озарениям и специально не ищет никаких сюжетов. "Главное – зацепиться за какую-то деталь, до цельного образа ее раскрутит уже воображение".

В копилке мастера выставка, построенная по принципу «бритвы Оккама»: "То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего". У Стаса это многослойные коллажи, в которых соединены фотография и графика. Где искать натуру, зрителю подсказывают координаты, указанные на каждом холсте.

Еще одна экспозиция родилась после прочтения романа Итало Кальвино "Незримые города", рассказывающего о путешествиях Марко Поло. Главная загадка текста в том, что только автор знает, какие из описанных городов реальны. "Мои города тоже не все существуют в реальности, – художник говорит о выставке "Багажный вагон", проходящей в музее имени Ильи Машкова. – Часть работ написана в поездках по странам Европы и Прибалтике, в путешествиях в Санкт-Петербург. Другие – впечатления от этих экспедиций".

 

Чудо-скульптуры

Помимо работы в студии, Стас практикует и уличные инсталляции. Этой зимой в Волгограде поселилась пара трехметровых гигантских зайцев, созданная воображением художника. "Зайцы родились в рамках благотворительного марафона "сНежный ангел", – поясняет Азаров. – И были созданы специально для детей. Позже гигантозайцы побывали в городских торговых центрах. И как мне кажется, раскрасили новогодние каникулы малышне".

Сейчас Станислав вместе со своим другом и скульптором Дмитрием Зиминым работает над созданием парка современного искусства под Волгоградом. В районе Лебяжьей поляны за три года появятся десятки скульптурных форм и художественных инсталляций, посвященных флоре и фауне Волга-Ахтубинской поймы. Среди них будут гигантские проволочные рыбы, обитающие в Волге.

– Наша задача дать аудитории почву для размышлений над силой и красотой природы, – говорит Станислав. – Скульптуры будут периодически меняться, тем самым напоминая зрителю об изменяемости живой природы.

 

Досье «Вечерки»

Станислав Азаров родился в 1977 году в Волгограде.

В 1999 г. окончил Волгоградский государственный педагогический университет.

С 2002 г. член Союза художников России. Принимает участие в выставочных проектах, перфомансах, оформляет интерьеры, занимается печатной графикой, фотографией.

Работы Азарова находятся в музее минипринта в Бельгии и в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, а также в частных коллекциях в Германии, Великобритании, Испании, США. Периодически выставляется в Италии (Милан, Турин, города провинции Пьемонт).

 

Наша справка

Как это сделано?

Офорт - разновидность и техника гравюры на металле, в которой углубления печатной формы создаются травлением поверхности металла кислотами.

Линогравюра - гравюра на линолеуме или на сходных с ним полимерно-пластических материалах.

Шелкография - перевод рисунка через шелковую сетку, натянутую на раму.

Сухая игла – техника углубленной гравюры на металле, при которой изображение создается непосредственно рисованием – процарапыванием линий и штрихов по металлу, обычно мягкому цинку или меди.

 

DNG