Головоломка для эстетов
23 июня 2015
Раздеть Русалочку, измерить внутреннюю энергию ботинка в тепловизоре, законсервировать плоть художника и раскрыть мировой заговор – все это посильно молодому художнику Руслану Поланину.
Вдохновлённый философией постмодернизма, мастер играет со знакомыми зрителю символами и текстами, создавая новое восприятие обычных вещей.
Любимое хобби
Родом из Астрахани, Руслан уже много лет творит и живет в Волжском. Отучившись в местном политехе, молодой человек работает по специальности на местной ТЭЦ инженером электротехнической лаборатории. Художник с математическим складом ума с детства был увлечен живописью, но осознавал, что любовь-любовью, но для жизни нужна реальная профессия.
Живопись для него и сейчас просто хобби, хотя позади курсы ландшафтного дизайна и успешный выпуск из изостудии художника Сергея Подчайнова.
– Я никогда и не предполагал, что решусь на выставки, меня подтолкнула к этому жена. Мое творчество – это чистая философия постмодернизма. Много внимания я уделяю мифам, языку, словам. Причем интересуют не столько внешние проявления, сколько скрытые смыслы, – характеризует свое творчество Руслан.
Не отставая ни на шаг от трендов современного искусства, Руслан строит свое творчество, опираясь на бессознательность. Он не просто художник, а исследователь, изучающий эффект, производимый работами на зрителя.
Белоснежка позирует Ваг Гогу
Большое место Руслан уделяет аллегориям, "игре на контрастах". Сам автор называет это "диффузией и деформацией". Например, серия работ, где персонажи Диснея потеснили героев знаменитых художников. Золушка попала на полотно Энди Уорхола, а Белоснежка как будто позировала самому Ван Гогу, что говорить о Русалочке, которая, следуя "Любящей женщине" Мунка, обнажила перед зрителем грудь.
– У Энди Уорхола знаменитость, изображаемая на портретах, перестает быть индивидуальностью, становясь стереотипом, иконой, идолом. Так было с Мэрилин Монро. Уже на стадии создания шелкографий, Уорхол работал не с оригиналом, а лишь с его изображением – фотографией. Его работы всегда стилизованы и приукрашены. Уорхол убирал морщины, прыщи, делал глаза и губы ярче, насыщеннее. Конечный результат такой ретуши являет собой идеальный «изолированный» образ звезды, так же, как Золушка являет собой образ прекрасной девушки без изъянов. Повторяя одно и то же изображение, он демонстрировал, что искусство тоже можно поставить на поток. Сама же история жизни Уорхола напоминает сказ о Золушке. Бедный эмигрант превратился в одного из самых высокооплачиваемых художников Америке, – рассказывает о смысле своей работы Руслан.
Измерим температуру
Продолжает сеять смуту в восприятие искусства и цикл работ, посвященный "живописи температурных полей". Помещенные в тепловизор предметы становятся лишь тепловой формой. Бутылка кока-колы уже не модный атрибут, а просто стеклотара. Ботинок модной марки тоже теряет свою ценность, оказавшись в инфракрасном спектре. Здесь же мы видим и автопортрет самого художника, мы не видим его лица, не можем привычно оценивать внешность и характеризовать человека, здесь видна только внутренняя энергия тела.
– Идея триптиха появилась при прочтении книги "Френсис Бэкон: Логика ощущения" Жиля Делеза, где он писал, что задача живописи сводится к тому, чтобы сделать невидимые силы видимыми. В своей работе я также хотел показать, что обычно скрыто от глаз человека, но непосредственно связано с его существованием – это температура тела. На живописных полотнах представлено тепловое изображение головы. Не внешний вид, а проявление внутренней энергии тела. Наиболее холодные места отмечены синим (и черным), а горячие красным (и белым) цветом. Тепловизор использует "температурные" качества цвета для построения картины нагретого тела, что наделяет такое изображение вполне живописным характером, – рассказывает о своей работе автор.
Расследование мирового масштаба
Отдельное место в творчестве Руслана занимают инсталляции. Одна из последних – проект-расследование "Одержимость", представленная на открытии паблик-арта в стенах бывшего спиртзавода. С помощью доски и нитей художник пытается найти связи исторических событий и образов.
– Моя стихия – игра с мифами. Здание спиртзавода символизирует упадок и забвение прошлого, пыльные залы идеальны для создания мифов. Я стал изучать историю строения, оказалось, что люди не только здесь работали, но и жили. Здесь был детский сад, баня, медпункт. Не мог я оставить без внимания историю и 300 плененных немцев, работавших на заводе. Спустя три месяца на работу по неизвестным причинам вышли лишь 150 человек. Куда они пропали, что с ними стало? Для меня это стало началом расследования, – делится художник.
Ключ к разгадке у каждого зрителя свой. Да и сам автор только излагает факты, поиском занимается аудитория.
– Этот проект о забвении, а также о невозможности объективных исторических реконструкций, несущий в себе идею, что история – это не данная нам реальность, а идеологическая конструкция – реальность, воссозданная в соответствии с господствующей идеологией.
В планах художника реализация еще одного многоуровневого проекта, исследующего границы «нормальности» и сумасшествия, который будет о сомнении, скрытой угрозе и одержимости тайной. Но вот когда он будет осуществлен, Руслан пока не знает. Пока же волгоградцы могут еще успеть рассмотреть поближе "Одержимость" художника. Инсталляция до 27 июня будет проходить в здании спиртзавода.
Маргарита Бабанова.