Откуда на волгоградских фресках взялись египетские пирамиды

17 сентября 2015

Умели же раньше украшать здания: витражи, фрески, мозаика. Все это сейчас не используется и почти забыто. А жаль. В нашем городе есть два образца флорентийской мозаики из мрамора и самоцветов. Они находятся в Доме культуры профсоюзов. А еще там есть фрески с пирамидами и сфинксом. Вот так!

 

 

Профиль Ленина остался в одиночестве

 

Дворец культуры профсоюзов, или Дом труда, как его называли раньше, был построен в 1957 году. И эта дата внесла в его жизнь много корректив. Во-первых, на фасаде здания изображен гордый профиль Ильича в одиночестве. Рядом с ним должен был быть аналогичный профиль Сталина, но началась «десталинизация» и генералиссимуса было решено убрать (точно так же имя вождя исчезло из полного названия Волго-Донского канала, который получил имя Ленина). Товарищ Ульянов поселился и внутри Дома труда на части фресок и мозаике. Их можно увидеть, поднявшись на второй этаж.

 

Сюжет высоченного огромного триптиха фресок: волгоградский вокзал, он точно опознается, от которого идет индианка в сари, афроамериканец в ослепительном костюме общается с ребенком, китайскому гостю мальчик показывает трактор, и все это напоено жарким степным солнцем. На потолке Октябрьская революция, а рядом – победа африканского народа над американской армией: сфинкс, пирамиды, египтянка с ребенком за плечами, солдат попирает бочку с надписью USA ногами. Откуда эта геополитика в нашем городе, совершенно не ясно.

 

Дочь на фреску

 

– В 1957 году в Москве проходил крупнейший Всемирный фестиваль молодежи, – рассказывает один из авторов фресок, Михаил Яковлевич Пышта, член Союза художников РФ, засл. художник РФ. – И по замыслу архитектора мы должны были изобразить, как все гости спешат в отстроенный Волгоград. Хотя в действительности они сюда не приезжали. Три месяца у нас заняла работа над эскизом, а роспись – три года.

 

Еще одним автором работы стал художник Николай Бароха. «Папа в детстве рассказывал, что женщина с коляской на триптихе – это мама и я", – рассказывает его дочь, Ирина Бароха.

 

Фреска делается следующим образом: сначала рельеф стены, который органично вписывается в композицию, покрывается известью, а уже по нему художник пишет красками, между ними происходит химическая реакция, и образуется тонкий и прочный слой на века.

 

Уже после Михаил Пышта реставрировал плафон в зале ожидания на ж/д вокзале – партия велела убрать оттуда генералиссимуса. Для этого фреску пришлось отбить, потом снова выровнять и нанести новую идеологически «верную» роспись.

 

Партийная роспись

 

– В Волгограде всего три места, где есть фрески: плафон железнодорожного вокзала в зале ожидания, НЭТ и Дом труда, – рассказывает искусствовед Лидия Ишкова. – Потом никто никогда ничего подобного не делал в нашем городе. Конечно, это идеологические сюжеты, но выполненные в тьепловской (итальянской) традиции со светом и глубиной пространства. Росписи Николая Барохи выкрашены в яркие оптимистичные тона и окрашены светлым романтическим чувством. Сейчас традиция утрачена, за исключением редких образцов в храмах.

 

Но еще большей редкостью для нашего города является флорентийская мозаика. Делается она сложно и дорого. Из камня (мрамора, полудрагоценных камней разного цвета) вытачиваются элементы и тщательно подгоняются друг к другу. В Волгоградском планетарии есть портрет Сталина, выполненный в этой технике, а также во Дворце культуры профсоюзов: товарищ Ульянов и строительство Волго-Донского судоходного канала. Автор этих шедевров неизвестен. Лишь вспомнили, что мозаика была сделана через несколько лет после фресок.

 

В 90-е годы все это закрыли баннерами и рекламой, и на белый свет они вернулись относительно недавно. Когда-то это место потрясало великолепием и пышностью, а сейчас – лишь грустью и бедностью.

 

– Денег на ремонт нет, – рассказывает директор здания. – Жаль, что город никак не обратит внимание на свои раритеты.

 

Знаменитая мозаика Пышты на Центральном рынке уцелела чудом. А ведь для ее создания девочки с керамического завода ночами подбирали нужный цвет. Потом к нему приезжали учиться мастера из Японии, Польши и Швеции. А мы все это не бережем и теряем.

 

Наталия Епифанова