Новые правила превратят собственника в хозяина

12 сентября 2012

С сентября поменялись правила поставки услуг ЖКХ и расчетов. «Вечерка» попробовала разобраться в наиболее существенных изменениях, пригласив к разговору экспертов отрасли ЖКХ. Сегодня нам помогает Олег Капустин, председатель Союза работодателей жилищно-коммунального комплекса Волгоградской области.

 

 

 

Отвечайте только за свои долги

Отныне собственники жилых помещений смогут расплачиваться за коммунальные услуги без посредничества управляющей организации. Для этого необходимо будет заключить договор с поставщиком услуг. Это позволит впредь избежать той ситуации, которая сложилась в городе: жители нескольких домов остаются без горячей воды из-за долгов УК перед ресурсоснабжающими организациями (РСО).

– Если посредник уйдет, то не придется выяснять, куда пропали деньги, – объясняет Олег Капустин. – Поставщик будет работать напрямую с теми, кто не платит, и отключать подачу ресурса только им, а не всему дому, который обслуживает компания-должник. Если вы заключаете договор с ресурсоснабжающей организацией напрямую, отключить, например, ту же горячую воду вам могут только за ваши и ничьи более долги.

Отметим, что согласно новым правилам максимальный долг по оплате ресурса составляет сумму трех ежемесячных платежей по нормативу из расчета на одного человека. То есть если в квартире прописано три человека, то поставку ресурса вам могут ограничить уже после одного месяца просрочки.

 

Закон стал логичнее

Новые правила утверждают иной расчет оплаты услуги по водоотведению. Если раньше объем рассчитывался исходя из стандартного норматива даже при наличии приборов учета потребленной воды. Нередко получалось так, что их показания были ниже норматива на водоотведение, но жильцам приходилось платить за «несуществующую» воду, потому что так было установлено законом. Теперь нормативная база соответствует законам логики. Объем водоотведения складывается из объемов потребления горячей и холодной воды.

 

Все расчеты – к вашим услугам!

Поменяется вид платежного документа. В новых квитанциях можно будет увидеть, из чего складывается конечная сумма. В частности, появятся отдельные графы, касающиеся расчета платы за индивидуальное и общедомовое потребление.

Кроме того, обращаясь за комментарием по расчету той или иной услуги в свою управляющую компанию, ТСЖ или ресурсоснабжающую организацию, собственник получит ответ в течение трех дней. Таков максимальный срок ответа, установленный новыми правилами для этих компаний.

Кстати, те, кто не в состоянии оплатить коммуналку в течение только отопительного сезона, могут воспользоваться правом рассрочки. В таком случае общая сумма будет делиться на весь год и оплачивать ее можно будет ежемесячно равными долями. Правда, на оставшийся долг начисляется процент исходя из ставки рефинансирования Центробанка плюс 3% (на день предоставления рассрочки).

 

Пользуйтесь перерасчетом!

Правила, начавшие действовать с сентября, содержат требования к качеству оказываемых жильцам услуг. Если они будут нарушены, потребитель вправе обратиться за перерасчетом ежемесячного платежа.

В частности, холодное водоснабжение должно быть бесперебойным. Максимально допустимый перерыв в течение одного месяца – не больше восьми часов суммарно, а также не дольше четырех часов единовременно, если произошла авария на сетях. Если воду не подают дольше, чем разрешают правила, размер платы за месяц, в котором это произошло, снижается на 0,15% за каждый лишний час «засухи».

Горячая вода должна поставляться так же, как и холодная. Если авария случилась на тупиковой магистрали, допустимый перерыв в поставке ресурса – до 24 часов подряд.
Те же цифры ограничивают перерывы в водоотведении: восемь часов в течение месяца суммарно и четыре часа – единовременно. Если услуга не оказывается дольше оговоренной законом паузы, то размер платы за месяц, в котором это произошло, снижается на 0,15% за каждый «просроченный» час.

Допустимый перерыв в электроснабжение колеблется от двух часов до двадцати четырех: если есть резервные источники питания, то вступает в силу первый вариант, если нет – то второй. Как и в случае с водой и водоотведением, каждый просроченный час дешевеет на 0,15%.

Газ должен поставляться без перебоев и с установленным нормативами давлением. Допустимый перерыв в подаче – не более 4 часов в течение месяца. За каждый час превышения допустимого перерыва плата снижается на 0,15%.

И, наконец, отопление. Здесь общая сумма перерывов за месяц не может превышать 24 часов. Единовременные перерывы также регламентированы. При температуре в помещениях более +12 град.С – не дольше 16 часов, при температуре +10 – +12 С – не дольше восьми часов, при температуре +8 – +10 С – не дольше четырех часов. При этом снижать температуру в помещениях днем нельзя. За каждый лишний час просрочки оплата дешевеет на 0,15%.

 

«Мы не чувствуем себя хозяевами»

Подводя итог обсуждению, Олег Капустин отмечает, что пользоваться всеми возможностями новых правил мешает менталитет российских собственников.

– Собственник получил не только права, но и обязанности, – отмечает эксперт. – Кроме того, сейчас создаются условия для того, чтобы и права, и обязанности были реализованы. Но люди по-прежнему не осознают себя хозяевами тех домов, в которых они живут. Жители многоквартирных домов уверены, что коммуникации, места общего пользования за них должен ремонтировать бюджет. Но ведь в частных домах такого не происходит. Поэтому законодательное оформление ответственности вызывает неприятие. Нужно начинать с менталитета жителей страны, их отношения к собственности. Нужно становится не просто собственниками, а хозяевами своего жилья.

 

От редакции: Уважаемые читатели! В следующем номере мы продолжим разговор о новых правилах оказания коммунальных услуг. В частности, о том, как сделать перерасчет, если вы уезжаете в отпуск или по другим причинам долгое время не отсутствовали в квартире. Интересующие вас вопросы по этой теме вы также можете задать дежурному рубрики «Круговорот» во вторник и среду с 11.00 до 13.00.