Двести строк о великом: Преданный революцией

1 декабря 2015

28 ноября исполнилось 135 лет со дня рождения Александра Блока.

 

 
Александр Блок – поэт на редкость разнообразный и плодовитый. У него есть и пронзительно-чистая любовная лирика, и честный патриотический порыв «Поля Куликова», и авангардный «Балаганчик» с картонным небом и беспомощностью Автора перед происходящим на сцене, и «Страшный мир» с туманами, повисшими над болотами Петербурга, на которые бросают мрачный свет газовые фонари и первые чудища-автомобили.
 
Юному Блоку, наверное, повезло в том, что он не подвергся влиянию модных течений в поэзии того времени. Его образованием занимался дед, профессор Шахматов, и оно было ориентировано на классические образцы искусства. Его первый сборник «Стихи о Прекрасной Даме» наполнен чистой и светлой тоской по возлюбленной, рифмы пока просты, язык скуп, но не все так просто с содержанием: лирика молодого Блока навеяна сложной философией Владимира Соловьева, которую поэт по-своему осмыслил и воплотил в стихах, трогательных и нежных:

Вот скоро вечер придвинется,

И ночь – навстречу судьбе:

Тогда мой путь опрокинется,

И я возвращусь к Тебе.


А иногда страстное почитание Прекрасной Дамы доходит до религиозного экстаза. Возлюбленная грезится поэту опекающей его существование на земле с небес. Прошедший такое строгое творческое послушничество поэт в дальнейшем мог позволить себе многие формальные эксперименты. Есть у него, например, такое замечательное стихотворение без рифмы:

Она пришла с мороза,

Раскрасневшаяся,

Наполнила комнату

Ароматом воздуха и духов,

Звонким голосом

И совсем неуважительной к занятиям

Болтовней.

Она немедленно уронила на пол

Толстый том художественного журнала,

И сейчас же стало казаться,

Что в моей большой комнате

Очень мало места.


Все это было немножко досадно

И довольно нелепо.

Впрочем, она захотела,

Чтобы я читал ей вслух «Макбета».



Едва дойдя до пузырей земли,

О которых я не могу говорить без волнения,

Я заметил, что она тоже волнуется

И внимательно смотрит в окно.



Оказалось, что большой пестрый кот

С трудом лепится по краю крыши,

Подстерегая целующихся голубей.



Я рассердился больше всего на то,

Что целовались не мы, а голуби,

И что прошли времена Паоло и Франчески.


Приметы жизни начала XX века возникают в поэзии Блока чаще всего как символ надвигающейся трагедии, тревожного мира, который сам не знает, куда летит на всех парусах. Поэт пророчит ему гибель.

Одна из самых пронзительных вещей Блока в цикле «Страшный мир» – «Авиатор». Для людей начала века самолет – не привычное средство передвижения, а «чудище», «зверь». И этот «зверь» убивает своего пилота. Летчик разбивается на глазах у восторженной публики. Но есть что-то романтически притягательное в этой катастрофе, изображенной Блоком. Поэт предполагает, что авиатор сам остановил винты, он обращается к погибшему с такими словами:

Иль отравил твой мозг несчастный

Грядущих войн ужасный вид:

Ночной летун, во мгле ненастной

Земле несущий динамит?

А в других своих стихах Блок предстает перед нами типичным тоскующим декадентом своей эпохи:

И грезить, будто жизнь сама

Встает во всем шампанском блеске

В мырлыкающем нежно треске

Мигающего cinema!

А через год – в чужой стране:

Усталость, город неизвестный,

Толпа, – и вновь на полотне

Черты француженки прелестной!..

Читая эти строки, мы представляем наивные лица загримированных актеров – забытых теперь звезд зари кинематографа и путешествующего по Европе высокого кудрявого юношу – Александра Блока. Он еще не написал «Двенадцать», после публикации которых проснется и почувствует себя гением. Еще не принял всей душой революцию как вихрь, в котором мятущаяся душа поэта хотела закружиться и, быть может, обрести что-то новое или навсегда потерять себя. Сейчас, в темном зале, где показывают cinema, это симпатичный юноша, мгновенно завоевывающий авторитет среди молодых поэтов и художников. Его обожают, в любом литературном салоне он самый желанный гость. Внезапно после венчания он покинул красавицу-жену Любовь Менделееву и путешествует по загранице в поисках чего-то. Самого себя?

А вот в революционном 1921-м уехать лечиться за границу его уже не отпустят. Смертельно больной, он будет умирать в голодающем послереволюционном Петрограде. В том самом вихре событий, который он так восторженно приветствовал и воспевал, «в разворочённом бурей быте», как позже напишет Есенин. Газеты в то смутное время не выходили, страна узнала о смерти поэта из объявления, приклеенного к дверям Дома писателей.

 
 
Виктор Плешаков, бессменный участник волгоградского клуба интеллектуалов "Что? Где? Когда?", выпускник института филологии и межкультурных коммуникаций ВолГУ.

DNG