Два грамотных способа поменять лифт посоветовали волгоградцам

6 апреля 2019

Жильцы старых многоэтажек нередко вынуждены оплачивать ремонт неисправных лифтов. Почему нельзя выделить какие-то деньги из тех, что собирают на «содержание и ремонт общего имущества»? И может ли УК не сообщать жильцам, сколько денег накопилось на содержание и ремонт, какой срок гарантии последних работ по лифтам, из-за «коммерческой тайны»? Разбираемся в нашем материале.

 

 

Что входит в перечень работ по «содержанию и ремонту»?

Ремонт лифта действительно всегда проводится за счет жильцов, потому как лифт относится к общему имуществу собственников. Но использовать для этого средства, собираемые по строке «содержание и ремонт общего имущества», или объявлять дополнительный сбор денег по итогам общего собрания жильцов – это зависит от ситуации, от объема предстоящих работ.

Как пояснил «Вечерке» председатель Ассоциации советов многоквартирных домов Александр Ошеров, перечень работ, осуществляемых в рамках текущего содержания, прописан в договоре между УК и специализированной лифтовой организацией.

– В большинстве случаев текущее обслуживание включает регулярные проверки, осмотр лифтовой шахты и оборудования, смазку деталей, замену предохранителя или кнопки вызова, других мелких деталей, – уточняет эксперт. – Устранение более серьезных поломок в этот список не входит.

– Текущее обслуживание лифта стоит 4,5–5 тысяч рублей в месяц, – говорит Юрий Авдюхов, замдиректора одной из волгоградских лифтовых компаний. – А теперь посмотрим, сколько стоит ремонт деталей, которые чаще всего ломаются: ролик на некоторых лифтах стоит 2,5 тысячи (а таких роликов нужно столько же, сколько этажей в подъезде), новый электродвигатель – от 15 до 50 тысяч рублей, лебедка – от 120 до 160 тысяч. Плюс износ канатов, поломка шкивов (это составляющие привода, обеспечивающие движение тросов) – все это тоже не копейки стоит, но ломается довольно часто. И даже при хорошем состоянии деталей лифтового оборудования случаются форс-мажорные обстоятельства: удар молнии из-за плохого заземления в некоторых домах может вывести из работы электродвигатель, нередки хулиганские действия. Куда закладывать все эти траты? Начинаешь людям объяснять, что поломка двигателя – это не текущее обслуживание, это капитальный ремонт, они на это: «Так мы же платим за капремонт!» Но это разные вещи!

 

Капремонт капремонту рознь

На счетах Фонда капитального ремонта мы накапливаем средства на замену лифта в будущем. Для ремонта лифтового оборудования, в том числе в случае крупных, капитальных работ, требующих серьезных вложений, их использовать нельзя.

– Поэтому и получается, что любой мало-мальски серьезный ремонт ложится на плечи собственников – за счет дополнительного сбора денег, утвержденного на общем собрании жильцов, – говорит Александр Ошеров. – С одной стороны, это закономерно, поскольку лифт является общим имуществом жильцов, а суммы, необходимые для ремонта лифта, чаще всего не могут быть покрыты средствами из «содержания и ремонта». Но, с другой стороны, возникают проблемы. Во-первых, люди психологически не готовы платить за то, что еще в недавнем прошлом оплачивалось государством. А во-вторых, ремонт, по сути, не имеет смысла: лифт отработал свои 25 лет, его жизненный цикл завершился, и дальше он так и будет ломаться. Поэтому в данном случае его надо не ремонтировать, а менять. И все силы сосредоточить на том, чтобы доказать администрации необходимость замены лифта. И если срок капремонта еще не подошел, нужно сделать все, чтобы его приблизить.

 

Как ускорить срок замены лифта?

Сделать это вполне реально, поскольку в настоящее время в регионе действует целевая программа. В течение трех лет на территории области планируют поменять около трех тысяч подъемников, отслуживших свой двадцатипятилетний цикл. В первую очередь в программу включают дома, в которых лифт уже встал. Но администрация должна быть уведомлена о том, что многоэтажка нуждается в оперативном обновлении подъемника.

– Все сведения об остановленных или аварийных лифтах мы получаем из органов местного самоуправления, – объясняют в Фонде капремонта. – Далее в нашей программе автоматически, исходя из критериев (дата ввода дома в эксплуатацию, степень физического износа, платежная дисциплина), формируется очередность замены аварийных лифтов. Программа ежегодно актуализируется, обычно это происходит в октябре-ноябре, что, соответственно, меняет очередность в списках.

Таким образом, чтобы донести до администрации информацию о необходимости замены подъемников, жильцы дома должны обратиться в департамент ЖКХ и ТЭК с просьбой назначить комиссию по обследованию лифта. Обращению в администрацию должно предшествовать проведение общего собрания, на котором жильцы должны большинством голосов утвердить такое решение.

После обследования специалисты составляют заключение: если лифт действительно подлежит замене в рамках капитального ремонта (тем более если он уже остановлен), это заключение с описанием всех дефектов передается Фонду капремонта. Когда же программа актуализируется, регоператор включает дом в программу на ближайший год.

 

Запасной вариант

Если вы по каким-либо причинам не попали в программу, то существует еще один вариант решения проблемы. Жильцы могут сами проплатить замену лифта, а впоследствии получить компенсацию затрат из средств фонда (Закон Волгоградской области от 31.12.2015 № 254‑ОД). При этом должно быть соблюдено несколько условий:

– замена произведена до официального срока наступления капремонта дома;

– работы оплачены без использования бюджетных средств и средств регоператора;

– лифт не придется снова менять, когда придет время капремонта (то есть скидываться на замену подъемника в доме, капремонт которого запланирован через четверть века, определенно не стоит);

– сумма трат не превышает размер предельной стоимости этих работ.

Также жильцы должны предоставить оператору документы, подтверждающие, что соблюли все формальности – провели собрание и большинством голосов приняли решение о замене лифта с расчетом на компенсацию. Это решение направляют оператору уже после проведения работ, приложив еще ряд документов, подтверждающих расходы и сам факт замены. На рассмотрение бумаг фонду определен месячный срок.

К слову, подобный механизм применим для любых работ по капитальному ремонту.

 

Что могут скрывать УК от жильцов?

И последнее: о «коммерческой тайне» управляющей компании.

– Скрывая от жильцов суммы накоплений по строке «содержание и ремонт общего имущества», УК нарушает закон ФЗ № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и Постановление Правительства № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», – комментирует Александр Ошеров. – Кроме того, не забывайте, что УК должна ежегодно отчитываться перед жильцами о выполнении договора управления за предыдущий год (п. 11 ст. 162 Жилищного кодекса РФ), о приходе и расходе всех средств, поступающих от собственников. Делать это она должна в течение первого квартала каждого года. Коммерческую тайну могут представлять только личные средства УК как отдельно взятой юридической организации.

На управляющую компанию, скрывающую информацию, обязательную для предоставления собственникам, нужно жаловаться в Управление «Жилищная инспекция Волгограда».

 

В элитных домах ремонтировать лифты приходится чаще. Это касается тех зданий, в которых установлены лифты финского производства. Они намеренно спроектированы очень хитро, так что после каждых десяти тысяч пусков приходится целиком менять плато, а это стоит от 40 до 50 тысяч рублей. Возможность точечного ремонта там не предусмотрена.

 

Сколько должны служить детали лифтового оборудования

В ГОСТе Р 55964 («Общие требования безопасности при эксплуатации лифтов») в п.п. 7.6 приведен стандартный срок службы отдельных деталей. В том числе:

25 лет – буферное устройство;

12,5 года – редуктор, тормозное устройство, трансформаторы, пускатели, реле, автоматические включатели, натяжное устройство, купе и дверь кабины, порог и створка шахты, кнопочные посты, путевые датчики и др.;

15 лет – электродвигатель, разводка проводов;

5 лет – канатоведущий шкив, канат ограничителя скорости, привод дверей, тяговые канаты, подвесной кабель.

Юлия Казанджан. @ Фото: Сергей Каширский.