До чего дошел прогресс: дети в кружке работают с лазером!

© Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Григоренко.
Какие продвинутые направления доступны современным школьникам? Сколько кружков может потянуть один ребенок? И что делать с детьми, которые ничего не хотят? Об этом в начале нового учебного года мы говорим с директором городского детско-юношеского центра Татьяной Мининой.
Не «оттарабанить», а увлечь!
? Татьяна Михайловна, какие направления дополнительного образования сейчас пользуются наибольшим спросом? Как изменились предпочтения детей в последние годы? И что нового вы можете предложить своим воспитанникам?
– Сейчас все направления одинаково востребованы. Но в последние годы явно возрос интерес к кружкам технической направленности – это компьютерная графика, веб-дизайн, IT–технологии, различные модельные кружки. Очень много школьников, например, записывается в реставрационную мастерскую – уникальный кружок, где дети учатся восстанавливать механизмы, предметы техники прошлого, старинные игрушки. Все эти направления, конечно же, требуют новых технических возможностей, которые у нас в ГДЮЦе , к счастью, есть!
Так, например, в той же мастерской, которую я упомянула, ребята реставрируют старые вещи с помощью лазерного станка и пескоструйной камеры. Не достает какой-нибудь детали – колеса на металлической игрушечной машинке или шестеренки в часах – они ее вырезают лазером из нужного материала. Покрылась старая вещь ржавчиной, содралась краска – верхний слой можно счистить в пескоструйной камере.
? Наличие богатых технических возможностей – это, конечно, большое дело. А есть ли педагоги, которые не просто профессиональны в каждом из перечисленных направлений, но могли бы увлечь ребенка всеми этими новомодными достижениями науки и техники?
– Да, мы находим таких. Умение направить ребенка, помочь раскрыться в интересующем направлении – это для нас главное. Ведь каким бы интересным ни был предмет обучения, одно дело оттарабанить программу, и совсем другое – увлечь по-настоящему, возможно, помочь выбрать будущую профессию или, по крайней мере, интерес, хобби на всю оставшуюся жизнь. В этом, я считаю, и есть основная задача дополнительного образования.
Навык трудолюбия
? Как вы, в целом, оцениваете систему городского дополнительного образования? Каковы сильные стороны, над чем еще можно поработать?
– Оно у нас на очень высоком уровне. В Волгограде в этой сфере работает девятнадцать официальных учреждений, не говоря уже о частных! Не каждый город может похвастаться таким количеством подобных заведений. Кроме того, у нас везде хороший уровень преподавания.
Но в нашем городе еще слабо развиты все те же технические направления и кружки экологии, медицинской биологии и нано-технологий. То есть два из шести основных направлений дополнительного образования: техническое, естественно-научное, туристско-краеведческое, спортивное, художественное (музыка, танцы, живопись, прикладное творчество), социально-педагогическое (развитие дошкольников, логопедия, игровое конструирование).
Мы сами, например, только начинаем работать в естественно-научном направлении. К счастью, у нас появилась удивительная молодежь – талантливые педагоги, биологи, экологи, с большим творческим потенциалом.
? Кружки и секции – это лишь заполненное впечатлениями детство и дополнительная занятость школьника или нечто большее?
– Прежде всего, это навык трудолюбия и умения работать в команде. И то, и другое крайне необходимо во взрослой жизни. Даже если кружок или секция предполагает индивидуальную работу каждого ребенка, все равно, в результате, все сводится к коллективной работе. Про спорт, танцы или театр изначально все ясно, но даже если взять прикладное творчество, робототехнику, биологический кружок: сначала каждый ребенок учится делать что-то свое, а в результате их работа сливается в какой-то единый проект. Даже индивидуальная работа музыкантов оттачивается именно в оркестре, в коллективе! Принципиально важная задача – научиться не только трудиться, но и уважать любой труд, и свой, и чужой.
Как помочь определиться «нехочухе»
? Некоторые дети, а иногда лишь их родители, хотят попробовать слишком многое. Есть ли какие-то расчеты – сколько свободного времени должно занимать дополнительное образование? Сколько кружков и секций для ребенка оптимально?
– Это абсолютно индивидуально. Сангвиник может работать беспрерывно. А флегматику и меланхолику нужен отдых. Подход должен быть разным, самое главное – чтобы ребенку нравилось!
У нас, например, есть дети, которые приходят в ГДЮЦ еще в первой половине дня, а уходят, когда ГДЮЦ закрывается, и их никто не заставляет, им нравится. А есть, скажем, девочка, которая посещает только один кружок – театр мод «Берегиня», – но благодаря ему она из замкнутого, закрепощенного ребенка превратилась в болтушку. В студии, где дети рисуют придуманные модели одежды, воплощают их в жизнь и далее демонстрируют на подиуме, она стала создавать такие оригинальные модели, которые явно отражают ее внутренний мир. Она научилась выражать себя, и, вполне возможно, действительно станет ярким модельером.
? А что делать с детьми, которые ничего не хотят?
– Во-первых, такого не бывает, чтобы ребенок ничего не хотел – это вам скажет любой психолог. А во-вторых, ребенок должен знать, из чего выбирать, из чего хотеть. Детям нужно предлагать все возможные варианты, водить их на мастер-классы и другие мероприятия, где они могли бы увидеть что-то потенциально интересное для себя. Просто сидя дома, особенно перед компьютером, они не смогут сделать выбор, им надо помочь.
В режиме нон-стоп
? Прошло уже полгода с открытия ГДЮЦа. Как показал себя «корабль детства» в «плавании»? Оправдались ли ожидания?
– Переезд, конечно, был непростым, поэтапным: слишком уж много добра накопилось в нашем центре за 83 года работы! Мы все это холим, все нам дорого. Новые просторные помещения, новые технические возможности, шикарные концертный и спортивный залы открыли у всех второе дыхание. У всех, и детей, и педагогов появилась какая-то неутомимая работоспособность. Два месяца – май-июнь – мы жили в режиме каждодневных концертов, конкурсов, фестивалей: здесь проходили все крупные городские мероприятия, отчетные концерты наших воспитанников. Причем каждый раз при полном зале, а это 450 человек!
Как мы и предполагали, ГДЮЦ стал удобной и престижной площадкой для многих праздничных городских событий. Представители ФИФА, которые организовали на базе нашего здания центр выдачи билетов, только удивлялись: как можно жить в таком режиме постоянных репетиций и концертов?
? Еще недавно ГДЮЦ работал на базе тридцати трех школ. И, возможно, для тех, кто живет в удаленных районах города, это было удобно. Не хотите ли вы в отдельных случаях продолжить этот опыт? Почему бы, например, не открыть филиал ГДЮЦ на базе новой школы в Советском районе, охватив, таким образом, южную часть города?
– Во-первых, не все кружки и секции мы перевели в «корабль детства». В трех районах Волгограда (Краснооктябрьском, Советском, две площадки Дзержинского) мы сохранили по одному кружку – именно из соображений их удаленности от центра. А во-вторых, у нас действительно есть такой план насчет Родниковой Долины. Не с самого начала учебного года, но не позднее октября я хотела обратиться к руководству школы с предложением о сотрудничестве.
К тому же у этой школы есть те же технические возможности, что и у обновленного ГДЮЦа, для того, чтобы охватить и детей с ограниченными возможностями.
Для меня это очень важное новшество. Ведь когда здоровые и маломобильные дети учатся в одном коллективе, первых это учит уважать инвалидов, относиться к ним как к равным, а детей с ограниченными возможностями – выйти из своего замкнутого мира, не бояться социума.
Родители детей-инвалидов и раньше обращались к нам, но мы чисто по техническим причинам не могли принять их в свой коллектив. Теперь же у нас есть и электроподъемники, и пандусы, и лифт, и специально оборудованные туалеты – все необходимое для того, чтобы дети с ограниченными возможностями чувствовали себя комфортно в ГДЮЦе.
Юлия Казанджан