Директор лицея: Кому нужны платные олимпиады?

Праздник «1 сентября» может исчезнуть, ибо школьная жизнь станет начинаться с 10 или 15 сентября. Президент России поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву и главам регионов обдумать возможность установления плавающего графика начала учебного года.
Что по этому поводу думают в школах Волгограда, мы решили узнать у директора одного из лицеев города-героя Ларисы Тропкиной.
? Инициатива подается под соусом спасения туристического сезона. Идея оправдана?
– 1 сентября как начало учебного года установили еще в 30-е годы прошлого столетия. Эта дата уже вошла в кровь бабушек и дедушек, пап и мам, и если ее вдруг поменять, то люди это не примут. Уж если так надо разгрузить аэропорты и спасти туристический сезон – то можно же разрешить на уровне школ не карать детей и родителей за опоздание на начало учебного года.
? Нам, родителям, с 1-го класса твердят, что ребенку нужно портфолио, зарабатывать баллы, то есть получать грамоты, для этого участвовать в олимпиадах, в том числе и платных. А оказывается, эти баллы нужны учителю, а не детям, так как от них зависит его зарплата. Это правда? Зачем все-таки эти баллы?
– Портфолио есть и у учителя, и у детей. У учителя оно действительно влияет на стимулирующие надбавки. Детям эти баллы пригодятся при поступлении в вуз. Например, в прошлом году вузы к результатам ЕГЭ добавляли и баллы, например, наши выпускники таким образом добавили 20 баллов, а это немало. Но главная задача этого – приучить ребенка к активному участию в жизни.
Любое участие в творческих конкурсах – это всегда развитие ребенка.
? Но бывает, особенно в начальной школе, что творческие конкурсы ребенку не по силам, и помогают родители, то есть результат не ребенка, а семьи!
– Так это же хорошо! В этом и цель, этот конкурс сблизит мам и пап с детьми, они станут сотворцами. Это прекрасный результат.
А вот платные олимпиады – это больной и неоднозначный вопрос. И, с одной стороны, участие в них, даже если задания дают домой и ребенок выполняет их вместе с родителями, это все равно новые знания и опыт школьнику. С другой – все это на основе денег, и получается немного нечестно.
? Если есть деньги у родителей, то будут у ребенка баллы, а нет денег – нет баллов. От знаний это, получается, и не зависит.
– Знаете, все на свете яд и только дозировка делает его лекарством. Так и тут – в малых дозах полезно, но злоупотреблять, заставлять участвовать, конечно, нет.
? Вы сказали, что стоит задача приучить ребенка к активному участию в жизни. Так каких же детей мы в итоге хотим получить?
– А они уже сейчас такие. Вот первокурсники: у них уже научные руководители, они волонтеры, видят себя исследователями. Если это работники, то есть молодые учителя, то не те, которые отработали и ушли, а кто и цветы с детьми посадит, и на природу с ними съездит. Они неравнодушные. Если это семьянин, то он не будет лежать на диване и брюзжать, как все плохо, а пойдет отстаивать свои права и менять мир к лучшему.
? Практически комсомольцы поколения next.
– А все новое – это хорошо забытое старое.
Наталия Епифанова.