Дети, не умеющие говорить, побеждают на конкурсе чтецов

НАГРАДА
Волгоградский педагог-дефектолог Надежда Парамонова получила награду Минобразования РФ – памятный знак «За верность профессии». Признанному специалисту мы задали несколько вопросов о работе с особенными детьми.
Надежда Геннадьевна, вы много лет работаете в коррекционной школе для детей с нарушениями слуха. А как вы оказались в этой профессии? И что самое важное для дефектолога?
– Я с детства мечтала быть педагогом, ведь окружали меня учителя: бабушка – преподаватель русского языка в школе, дедушка вел начальную военную подготовку. Поступила в педуниверситет, а когда пришла в школу-интернат, увидела ребят, услышала, как они говорят, меня поразили их творческие номера. Так и появилось желание заниматься именно с особенными детьми.
Для дефектолога, как любого другого педагога, важна требовательность – нельзя отступать от своей цели, но в то же время следует быть добрым. Когда дети приходят в школу-интернат, мы становимся их мамами на это время. Мамами, которые умеют все – помочь ребенку, пожалеть его и обучить.
Какие проблемы наиболее остро стоят сегодня в дефектологии?
– Количество детей с особенностями развития постоянно растет. Если раньше они, как правило, имели только один дефект – зрения или слуха, то сейчас их сразу несколько. Поэтому дефектолог должен быть разносторонне подготовленным и владеть методиками пересечения. Сурдопедагог, например, обязан знать приемы олигофренопедагогики, чтобы помочь слабослышащему ребенку, если у него наряду с нарушениями слуха имеется задержка психического развития. Сейчас произошли очень важные изменения – теперь таким детям с особенностями развития можно идти и в общеобразовательную школу. Поэтому там тоже должен быть дефектолог.
А нужно ли детям с особенностями развития обучаться в общеобразовательной школе?
– Вопрос, конечно, очень сложный. Если ребенок владеет развернутой речью и имеет какие‑то небольшие нарушения слуха, ему лучше обучаться в общеобразовательном учреждении, где его будет окружать слухоречевая среда. Те, кому трудно, могут, например, пройти сначала реабилитацию в специализированном учреждении, а уже потом идти в обычную школу. Сегодня в Волгоградской области благодаря созданию ресурсных центров, в том числе и на базе нашего заведения, любой педагог из обычной школы может прийти и получить квалифицированную консультацию. Мы активно сотрудничаем с детскими садами и школами, делимся методиками и приемами работы с особенными детьми.
Что самое приятное в работе?
– Когда поставлен правильно звук, и ребенок произносит его правильно. Иногда дети приходят и не умеют говорить, а потом на конкурсе чтецов занимают первые места!
Ваши пожелания ученикам и их родителям?
– Терпения! Все обязательно получится, каждый ребенок имеет свою маленькую высоту, которой он должен достичь. Нужно терпеливо, маленькими шажочками подходить к социализации. Родителям будет приятно, когда ребенок заведет семью и станет достойным гражданином своей страны.
Ирина Марченко@Фото Сергея Григоренко