Десять советов туристам: как не стать жертвой мошенников

11 августа 2016

Каждый год в высокий летний сезон на рынке появляются фирмы-однодневки, которые применяют мошеннические схемы и исчезают с деньгами клиентов. Вернуть свои кровные можно через суд, однако проще заранее вычислить ненадежную турфирму и не покупать у нее путевку. В Ростуризме подготовили памятку, которая поможет уберечься от обмана.

 

1. Поинтересуйтесь репутацией турфирмы, в которой собираетесь покупать тур. Почитайте отзывы в Интернете, расспросите знакомых. Проверенные компании работают на рынке как минимум несколько лет и в целом устраивают своих клиентов.

 

2. Позвоните в компанию по телефону: по разговору со специалистом можно понять, насколько надежна фирма. Если менеджер не владеет информацией или отвечает уклончиво на вопросы о стоимости туров, их содержании, дороге, это плохой знак. В добросовестных фирмах работают квалифицированные специалисты, которые предоставляют исчерпывающие сведения своим клиентам.

 

3. Изучите терминологию, чтобы точно знать, на какую информацию обращать внимание прежде всего. Туроператор – это компания, создающая турпродукт и обеспечивающая оказание услуг туристам. Турагент – фирма, которая продает турпродукт, сформированный туроператором.

 

4. Проверьте наличие сведений о компании в едином федеральном реестре туроператоров, размещенном на сайте Ростуризма. Если компании в реестре нет, то она не имеет права работать на туроператорском рынке и перед вами, скорее всего, мошенники.

Имейте в виду, что именно туроператор несет ответственность перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации турпродукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени.

 

5. Проверьте реестр турагентств. Как правило, туристы редко покупают путевки у оператора напрямую, а обращаются в турагентства. Согласно законодательству РФ, начиная со следующего года, турагенты в обязательном порядке должны будут вступать в реестр турагентств. На сайте ассоциации «Турпомощь» будет размещен список организаций, у которых есть договоры с туроператорами на право реализации туров. В этом году на базе «Турпомощи» начал формироваться добровольный реестр турагентств, который уже доступен на сайте организации. В него включены более 2000 компаний, формирование продолжается. Если вы нашли свое агентство в этом списке, значит, можно смело покупать у него путевку.

 

6. Typагент может входить в состав агентской сети. Уточните эту информацию у менеджера. В этом случае работа компании правомерна, а сведения о ней также будут содержаться в реестре турагентств.

 

7. Приходя в офис турагентства или туроператора, обращайте внимание на обстановку.

По интерьеру можно судить, насколько хороши или плохи дела у компании. Об этом также скажет качество полиграфии рекламных буклетов и стиль общения сотрудников с клиентами и друг с другом. Кроме того, на видном месте у туроператора всегда висит свидетельство о внесении сведений в единый федеральный реестр с указанием реестрового номера. Если же этих документов в общественном доступе нет, компания должна предоставить их клиенту по первому требованию. Если фирма так не поступает, это повод задуматься и поискать другую.

 

8. Обращайте внимание на цены. Слишком низкая стоимость путевки должна насторожить: не бывает двухнедельных туров в Европу за 20 тыс. рублей на человека. Если компания необоснованно занижает цепы, то, возможно, она и не собирается отправлять вас на отдых. Длительное и существенное занижение цены по сравнению со средней по рынку – повод задуматься, стоит ли пользоваться услугами этой компании.

При этом нормальной практикой являются спецпредложения и горящие путевки: такие акции всегда краткосрочны и туроператоры информируют своих клиентов о них отдельно.

 

9. Внимательно читайте договор на оказание туристских услуг. В добросовестных фирмах все, что было обещано на словах, подтверждается документально. Недобросовестные компании ограничиваются туманными формулировками, которые можно трактовать двояко.

 

10. Осторожнее с розыгрышами и лотереями. Это еще один прием, который часто срабатывает на неопытных путешественниках: всевозможные розыгрыши и беспроигрышные лотереи в торговых центрах и на улицах. Как правило, сотрудники турфирмы сообщают доверчивому покупателю, что он выиграл двухнедельное путешествие на двоих на экзотический остров с проживанием в пятизвездочном отеле. Чтобы отправиться в тур своей мечты надо лишь оплатить стоимость дороги, которая обычно оказывается выше среднерыночной стоимости всего тура, а пятизвездочный отель – хостелом на восьмой береговой линии. Лучший способ не попасть на крючок – сразу отказываться от общения с представителями таких турфирм.