День знаний, который вы запомнили на всю жизнь
1 сентября – праздник всенародный. Одни идут учиться, другие ведут учить. Море цветов, малыши с несоразмерными рюкзаками, статные выпускники. У каждого есть свой памятный День знаний. Каким же он был?
Владимир Туров, участник ВОВ:
– Я запомнил 1 сентября 1925 года. Мне тогда было пять лет, а старшему брату Петьке – семь и он отправлялся в первый класс. Я увязался за ним. Учитель записывает всех, вдруг его взгляд падает на меня: «А это что такое?» – «Мой брат». Учитель не рискнул отправить меня обратно, ведь до школы три километра. Так я в первый учебный день очутился за первой партой с братом. На следующее утро Петька надевает лапти. Я смекнул, что он в школу, тоже стал собираться. Мама не пускает, дескать, рано тебе еще. Я в слезы. Ну ладно, говорит, еще разок сходи. С тех пор я стал учиться вместе с Петром. У учителя просто не было выбора – не отправлять же каждый раз пятилетнего мальчишку домой одного!
Валентина Кадашова, заместитель директора Государственного архива Волгоградской области:
– Мое самое памятное 1 сентября было в первом классе. Дело было в сельской местности, у нас был один первый класс на всю школу, но большой – 38 человек. Все казалось безумно важным и интересным. Конечно же, первым делом мы «изучали» учительницу. Она понравилась. Первосентябрьское впечатление обманчивым не оказалось. Я даже под ее влиянием хотела поступать в педагогический. Не терпелось взять в руки ручку (а тогда были перьевые, чернильницы стояли в школе) и, «как взрослые», написать что-нибудь. А учиться хотелось так, что даже в пургу мы все равно шли в школу, не веря, что занятия из-за непогоды отменяются.
Тамара Демченко, заслуженный учитель РФ:
– Сложно выбрать «самое запомнившееся» 1 сентября, ведь в отличие от обычных людей у учителей их не 10–11, а значительно больше. В прошлом году 1 сентября школа, как обычно, стояла на линейке, все нарядные, настроение приподнятое, и вдруг идиллию нарушил дождь. Администрация школы предложила продолжить День знаний в здании, но предложение было отклонено. В некоторых местах появились зонтики, однако большинство ребят были беззащитны перед «продырявившимся» небом. Это никого не смущало. И вот очередной номер – вальс. К кружащейся под дождем паре присоединились три четвероногих «танцовщицы». Видимо, они решили, что дети так играют с ними, и, не отставая, «вальсировали» с учениками, с энтузиазмом исполняя неведомый никому «собачий вальс». Вот этими двумя вальсами – дождевым и собачьим – покорило меня прошлое начало года.
Ольга Украинцева, студентка:
– 1 сентября? Конечно, помню! Я перешла в выпускной класс и решила после лета прийти в школу, что называется, при всем параде. В конце августа мы с мамой долго ездили по магазинам в надежде найти мне красивую белую блузку. Купили. С утра встала пораньше, отгладила ее, привела себя в порядок. Зеркало говорило, получилось то, что надо. И вот довольная такая сажусь в трамвай. Как оказалось, это были последние минуты моего счастья, потому что вскоре какой-то ребенок пролил на меня вишневый сок. Не передать словами мою досаду. Что оставалось делать? Первой мыслью было вообще никуда не ходить, но я вернулась домой, надела первую попавшуюся футболку и пошла.