Юрий Башмет: «Я все время доказываю себе, что не пенсионер!»

1 октября 2013

Всемирно известный альтист Юрий Башмет на минувшей неделе посетил наш город с концертом. Несмотря на солидные шестьдесят, Юрий Абрамович работает в полную силу и фонтанирует творческими идеями. Харизматичная улыбка и лирические отступления во время интервью сразили наповал всех журналистов. Секрет прост: надо притворяться, что у тебя нет пенсионной карточки!

 

«Я запоминаю цветы и аплодисменты!»

 

   Чтобы прилететь на концерт в город-герой, почтенному музыканту пришлось встать в половине шестого утра.

   – А я этому радуюсь, – заявил с порога Юрий Абрамович. – Я вообще радуюсь, что еще могу прилететь и выступить. Когда у меня был юбилейный концерт в Москве, на сцену вышел мэр Сочи и сказал: «Слушай, а ты же пенсионер. Вместе с городской думой мы единогласно решили прибавить к твоей пенсии шесть с половиной тысяч рублей как почетному гражданину». У меня, кстати, есть даже банковская карточка пенсионера… На ней еще такие ромашки нарисованы. И вот я представил себя в ромашках с этой карточкой... Но сейчас я выхожу на сцену и каждый раз себе доказываю, что у меня такой карточки еще нет.

   За долгую гастрольную жизнь Башмет сыграл в лучших концертных залах вроде миланского Ла Скала или нью-йоркского Карнеги-холл, но запоминается ему вовсе не величие концертных площадок.

   – Запоминаются цветы, аплодисменты или родители с ребенком, которые идут к сцене, чтобы подарить какой-то трогательный подарок, – говорит музыкант. – Однажды мне подарили вышивку, очень приятно. Такое есть только в России. В Америке не принято дарить цветы, когда артист находится на сцене. Все обычно приносят ему цветы за кулисы. Но однажды мне подарила цветы женщина, которая пронесла их через зал. На нее все смотрели как на сумасшедшую, но мне было очень приятно их получить.

 

В детстве занимался музыкой нелегально

 

   Альт, на котором играет Юрий Абрамович, долгое время прятался в тени скрипичной оркестровой группы. Башмет первым вывел его на передний план, став ведущим альтистом мира. А начиналось все с фабричной скрипки…

   – Мой первый инструмент был самым обычным и в начале 70-х, кажется, стоил девять рублей, – вспоминает маэстро. – Такую сумму было реально выкроить с тогдашней зарплаты, что мои родители и сделали. Хотя я мечтал об электрогитаре и вечно одалживал ее у кого-нибудь. Когда я учился в московской консерватории, преподаватель сказал, что продается ценный инструмент. Владельцы уезжали из страны и хотели его продать. Причем вдвое дешевле его реальной стоимости – за полторы тысячи рублей. Для сравнения: автомобиль «Запорожец» стоил тогда три с лишним тысячи. У родителей таких денег не было, пришлось занять. А я, наконец, сознался, что у меня самого есть 500 рублей, которые я заработал, играя на гитаре на свадьбах и школьных выпускных вечерах. Я скрывал свои доходы от родителей, так как мама была против. Так у меня появился инструмент итальянский работы 1758 года мастера Пабло Антонио Тестори. Очень удачный.

   Альт – что необъезженная лошадка. Кого-то удается приручить, а кто-то остается диким всю жизнь. Так было у самого Паганини.

   – Однажды я играл на "Страдивари", который принадлежал Паганини, – рассказал Юрий Абрамович. – Но этот альт никак не хотел извлекать звуки, у нас с ним роман не получился. Те, кто стояли за сценой на этом концерте, помнят, как я за кулисами все время повторял: «Бедный Николо! Как же он мучился!» Потом стало понятно, почему Паганини в основном сочинял для скрипки, а не для альта. Тот альт пусть и стоит несколько миллионов, но оказался неудачным. А однажды я сыграл концерт на альте самого Моцарта, а потом оказалось что этот инструмент – родной брат моего альта.

 

В Волгограде появится центр Юрия Башмета?

 

    Бесконечно талантливый Башмет стремится передать свои умения и другим музыкантом. Он создал образовательные центры в четырех городах страны - в родном Ростове-на-Дону, в Екатеринбурге, в Новосибирске и в Казани, где юные музыканты получают уникальные мастер-классы от лучших исполнителей. Откроется ли подобный в Волгограде?

   – Мы ориентировались на города, где работают федеральные школы-десятилетки при консерваториях, – пояснил Юрий Абрамович. – Но уже огромное количество городов заявили, что хотят иметь такие же центры и у себя. Изначально должно возникнуть желание у регионального руководства подобный проект организовать. Ну и, наверное, необходимо мое присутствие. Вот сейчас я здесь, в Волгограде, и если бы этот вопрос прозвучал вчера по дороге из аэропорта, то сегодня мы бы уже побывали в местной музыкальной школе. То есть все реально. Приведу пример. Музыкальная школа в Новокуйбышевске попросила называться моим именем. Когда я приехал на концерт, пришел в ужас – разруха, как после войны. Зато на входе висит просто потрясающая вывеска, что это школа имени Башмета. Я сразу сказал, что либо мы меняем вывеску, либо делаем тут ремонт. Губернатор, присутствующий на концерте, пообещал ремонт. Через год я снова туда приехал на концерт и попросил водителя проехать мимо школы. Действительно, там был сделан евроремонт. Но на этом мы не успокоились, купили два рояля. Присылали струны, волос для смычков. Передали два компьютера. Я чувствую себя обязанным следить за школой.

   Сам уроженец провинциального города, Юрий Абрамович не понаслышке знает, как тяжело пробиться таланту из глубинки.

   – У нас очень много известных музыкантов, которые родились не в Москве или Ленинграде, – отметил Башмет. – Но изначально все устремляются в мегаполис, потому что там есть простор для развития. Чем больше будет таких звучащих центров, тем больше возможности вытащить ребенка с периферии. В общем, подающий надежды мальчик или девочка с периферии, если хочет выступать в Карнеги-холл, должен из деревни уезжать. Иногда, чтобы научить, необходимо дотронуться и показать, как надо.

 

Тут альтист встает и поднимает левое плечо

 

    – У меня, например, левое плечо выше правового, это профессиональное, – комментирует он. – Чтобы хорошо играть, плечи должны быть ровными. Помню, Рихтер однажды кричал на весь зал пианисту, сидевшему за роялем: «Убери живот!» Потому что если живот выпячен, в локтях и кистях нет нужного веса, нужной силы. Учитель должен «поставить» осанку ученику, чтобы ничего спереди и сзади, извините, не выпирало (показывает на живот и спину). Этому не научит никакое дистанционное образование. Однако в Америке такое поведение могут расценить как домогательство. Был у меня такой случай. Во время концерта в Лос-Анджелесе я, забирая инструмент у молодой девушки-скрипачки, зацепился за бретельку ее сарафана, и ткань сползла с плеча. Все в зале прямо ахнули. Это было как раз тогда, когда шел процесс с Левински. И я тогда всему залу сказал: «Вы видели, я только взял инструмент». И мне все хором подтвердили: «Видели!»

   Недаром говорят, что одаренные люди талантливы во всем. Альтист и педагог Башмет проявил себя и в дирижерстве. Однако тут, по словам Юрия Абрамовича, необходима полнейшая концентрация усилий.

   – В дирижерстве все важно, – подчеркнул Башмет. – Важно даже, если не побрился или шнурок развязался. Но это все вторично. Главное – непререкаемый авторитет, способность убедить музыкантов. Правда, однажды надо мной поиздевались классно. В Швейцарии я молодым девушкам долго объяснял, как надо играть Вивальди, мол, это надо делать вдохновенно, con amore, с любовью. И потом уже во время концерта эти три скрипачки одновременно сдернули заколки с волос. Их волосы рассыпались по плечам, а они продолжали играть и раскачиваться в такт с развевающимися волосами. У меня даже слезы проступили. Я тогда понял, что это и есть «сon amore»! Если удается взлететь, ощутить крылья – это самое большое счастье…