Без лица, но с душой

23 июля 2013

При первом взгляде на безликую куколку со странной формой тела и глазами-бусинками возникает недоумение: как столь неприметная игрушка могла покорить мир, почти затмив саму Барби? У Марии Дмитриевой, мастера по куклам Тильда, ответ довольно прост: у них есть душа.

 

 

   Вдохновила Франция

   Создание куколок, от неповторимого облика которых буквально веет теплом и уютом, увлекло весь мир. А началось все не так давно, в 90-х годах прошлого века, когда норвежский дизайнер Тоне Финангер выпустила книжки с выкройками необычной текстильной игрушки. Это событие и спровоцировало «кукольный бум». Забавная и несуразная кукла Тильда покорила сердца рукодельниц по всему миру, а многих вдохновила заняться шитьем.

   Добралась "тильдамания" и до нашей страны. Волгоградке Марии Дмитриевой всего 23 года, но уже сейчас она является одним из самых известных мастеров по куклам Тильда в Волгограде. И едва ли кто скажет, что до создания первой игрушки Маша последний раз брала иголку в руки на уроках шитья в школе.

   – История моего увлечения началась с поездки к подруге во Францию, – рассказывает мастерица. – Меня так сильно впечатлил дух этой страны, что захотелось выразить в чем-то все свои ощущения. Я вернулась в Россию и в Интернете увидела фотографии этих удивительных кукол. Тогда и промелькнула мысль: хочу попробовать… Как ни странно, первая кукла «комом» не оказалась. Сейчас это мой маленький ангел, который живет в моей мастерской.

   На изготовление первой куклы у начинающей мастерицы ушел всего один вечер. Сейчас очередная Тильда создается за два-три часа. Коллекция созданных Марией кукол перевалила за 60.

 

   Кукла из пуговки

   Так чем же отличается процесс создании Тильды от другой игрушки? По словам Маши, сначала фантазия рисует жизнь персонажа, а уже потом его образ. В итоге каждая сделанная кукла «рождается» с готовой судьбой и неповторимым характером.

   – Стиль кукол Тильда сложно описать словами, – рассказывает Маша. – Его нужно прочувствовать. Я даже завела тетрадку, в которой рисую наброски кукол, которых мне хотелось бы создать. Порой вдохновение приходит совсем неожиданно: увижу в магазине какую-нибудь пуговку и представляю куклу с ее историей, платьем или костюмом, на котором эта самая пуговка бы находилась.

   Совсем недавно Мария закончила создание двух зайчих-театралок. Несмотря на то, что процесс создания был практически идентичен, у кукол оказались совсем разные характеры.

   – Когда я сшила их и посадила рядышком, сразу увидела, насколько они разные. Казалось бы, заготовки одни и те же, шила я их вместе. Но одна, сразу видно, постарше, взгляд более важный, даже немного заносчивый. А ее «подруга» – дама помоложе и поскромнее. И когда замечаешь такие вещи, как тут не поверить, что у них действительно есть своя душа, характер, который появляется вне зависимости от того, какими я их планировала создать.

 

   Шьем вместе с мамой

   Еще одной особенностью куклы Тильда является то, что шьется она исключительно из натуральных материалов пастельных цветов. Габардин, лен, хлопок и натуральное кружево – только эти ткани Мария старается использовать в своих работах.

   – Лишь для тела куклы я использую габардин с добавлением синтетики, потому что натуральный очень сильно крошится, а при набивке расходится, использовать его очень тяжело, – делится опытом Маша. – Также для набивки используется синтепон. В остальном же только натуральные материалы, в духе времени, если так можно сказать. Даже при изготовлении волос используется натуральная шерсть.

   Своим увлечением Мария заразила и маму, которая с радостью присоединилась к процессу создания кукол.

   – Швейной машинкой я пользоваться так и не научилась, поэтому стараюсь все делать руками , – улыбается собеседница. – Но если я задумала большую игрушку, то всегда прошу маму помочь с машинной строчкой. Кроме того, мамина работа отличается большей скрупулезностью. Даже если речь идет об очень маленькой кукле, мама старается сшить для нее одежду по всем правилам. Если это костюм – обязательно будут манжеты, свитер – только идеально подходящий по размеру, и так далее. Мне на это порой терпения не хватает. Да что там, я даже выкройки для кукол на глаз рисую.

 

   Точки, которые оживляют

   На первый взгляд кажется, что сшить такую куклу большого труда не составит. Но несмотря на простоту выкройки есть в Тильде деталь, к созданию которой даже опытные мастера подходят с дрожью в руках.

– Самое сложное и ответственное – поставить две последние точки – глаза куклы, – делится опытом Маша. – Одно неверное движение рукой – и кукла испорчена. Стереть акриловые краски невозможно, отстирать тоже. Особенно тяжело прорисовывать глаза на трикотажной ткани. Я всегда перед этим долго собираюсь с мыслями, чтобы затем недрогнувшей рукой поставить последние штрихи.

Впрочем, глаза игрушка обретает в последнюю очередь не только из-за важности этой детали. Мастер признается, что это очень символичное действие: кажется, что именно после этого завершающего штриха кукла оживает.