Александр Шилов: «Перед выставкой в Волгограде я сильно волновался»

На прошлой неделе губернатор Сергей Боженов вместе с Александром Шиловым, народным художником СССР, перерезали красную ленточку, открыв выставку «Они сражались за Родину» в Волгоградском музее изобразительных искусств. На ней представлены более 30 картин известного художника.
Герои полотен – это известные и совсем незнакомые участники войны. Те, кто не жалел жизни для общей Победы. «Глядя на полотна Александра Шилова, испытываешь чувство гордости за нашу страну и ее талантливый народ, – высказал свое впечатление Сергей Боженов. – Произведения этого мастера по праву считаются национальным достоянием России». Нам удалось побеседовать с народным художником, который поделился с читателями «Вечерки» своим впечатлении от Волгограда, рассказал о героях своих картин, поделился своими взглядами на искусство и проблемы современной духовности.
– Александр Максович, вы заслуженный художник, творческий человек. Каким перед вами предстал наш город? Что запомнилось больше всего?
– С этого вопроса, наверное, и следовало начать. Для меня великая честь присутствовать в вашем городе-герое, который известен всему миру. Здесь русский солдат показал, на что он способен, всему миру.
Сегодня я был на Мамаевом кургане – дух захватывает! Волгоградцы, вы делаете великое дело! В хорошем состоянии музеи. Панорама расписана прекрасными художниками. На таких объектах культуры надо воспитывать. Здесь сохраняется память о войне и ее героях для подрастающего поколения.
Посмотрел сегодня на скульптуру Вучетича «Родина-мать» и подумал: какое это гениальное произведение искусства! А оно ему стоило жизни – сколько было завистников, сколько людей «работали» против художника. Он раньше времени ушел из жизни – из-за черной зависти. Хотя весь мир смотрит и восхищается его творением. Захыватывает дух – неужели руками человека, его умом и сердцем можно создать такую скульптуру! В ней – вся память о войне. Все, что отражает подвиг нашего великого народа. И хотелось бы обратиться к властям, к народу: эту скульптуру надо покрыть позолотой! Тогда она будет сиять так, как достойна сиять. Немалые деньги, но что дороже может быть нашей памяти о тех, кто за нас сложил голову.
– Какой реакции вы ожидаете от своей выставки? Что главное хотите донести до зрителя?
– Слово художника – его картины. В Волгоград я привез около сорока работ. Это и известные люди, и абсолютно незнакомые народу, рядовые. Те, кто заставил преклоняться перед величием своего подвига и верить в нашу великую Родину.
Для меня большая честь – и это не просто красивые слова – выставиться в вашем великом городе. Поэтому я волнуюсь... Все, что представляет из себя художник, если он мастер, – все в его картинах. Так же как о Пушкине мы судим, читая его произведения, а не по тем сплетням, которые о нем ходили. Все – сердце, душа, умение – в творчестве и труде. Для меня не безразлично увидеть реакцию самих ветеранов.
– Среди множества модных течений в живописи вы исповедуете реализм. Чем вызван этот выбор, это предрасположение?
– Художник работает сердцем. Я всю жизнь служу реалистическому искусству и считаю, что это единственное направление, которое способно выразить чувства, мысли и сердце человека. Окружить людей красотой. Создать ауру, при помощи искусства воспитывать, очищать, облагораживать душу человека. Окружать ее красотой. По крайней мере, я считаю, что в этом главная цель искусства. Поэтому с первых шагов я избрал именно реализм – когда подходишь к картине и думаешь: художник это делал или Бог творил? Рука ли человека? Когда не видно кухни художника, не видно его работы – виден только результат.
– И каким должен быть этот результат?
– Когда подходите к портрету, там должен быть живой человек, с которым хочется говорить. Как говорил Леонардо да Винчи, чем ближе творец подошел к природе, тем дольше будет жить это произведение искусства. Я, не навязывая никому свою точку зрения, просто иду по этому пути.
– Как вы оцениваете свои работы? К чему стремитесь?
– Конечно, я никогда не удовлетворен своей работой. Любой творческий человек должен быть «самоедом», должен видеть твои недостатки. Он должен избрать себе пример – как икону, на которую он хочет молиться. Надо смотреть на творения величайших предшественников. Я перед такими художниками всю жизнь преклонялся, и до сих пор пытаюсь совершенствовать от картины к картине свое мастерство. А совершенству, как известно, нет предела.
– Что вас заставило создать большой пласт работ именно с героями войны?
– Я делаю это по зову души. Просто преклоняюсь перед всеми этими людьми: священник, который защищал родину. Пулеметчик, который потерял обе ноги. Но он не спился, хотя к этому были все предпосылки: молодой парень, 19 лет, практически без будущего. Он нашел в себе силы жить. Это легко говорить, но трудно представить! Нашел женщину, тоже с ограниченными физическими возможностями. У них родился сын. Он достойно прожил долгие годы. Кстати, изобразил я его на фоне «хрущевки». Представляете, жил он на 5-м этаже, без лифта – это же издевательство над человеком, который отдал всю жизнь, все свое здоровье ради нас. Эта картина для меня, которую я писал еще в 87-м году, – некоторый упрек той власти.
– В вашей галерее в Москве более девятисот работ. К вам вопрос как к доверенному лицу кандидата в президенты Владимира Путина: появится ли его портрет вашей кисти?
– Я с удовольствием его бы написал. Но пока такой договоренности нет.
– Как реагируют люди, когда видят картины, на которых изображены они сами?
– Я показываю портрет только после того, как его закончу. Ставлю в раму, и только тогда подвожу человека и прошу говорить все, что он думаете о моей работе – своем изображении. И если соглашусь с ним, то подправлю.
– А бывают недовольные своим изображением?
– Написал, к примеру, Муслима Магомаева. А он потом и говорит: «Ты мне толстые щеки сделал». Я ему: «Ну посмотри в зеркало. Все как две капли!» Такие случаи бывают. Человек обычно смотрит на себя в зеркало, и то машинально. А на портрете вскрываются все те черты, которые он в себе не замечает. Но чаще не согласны со своим изображением женщины. Не зря говорят, что хлеб портретиста самый тяжелый, так как на портрете все хотят быть лучше, чем в жизни. Понять можно.
– Поддаетесь на уговоры что-то подправить?
– Художник не имеет права приукрашивать модель, потому что теряется острота ее характера, ее выражение, внутренний мир. Вспомним повесть Гоголя «Портрет», в которой герой всегда приукрашивал людей на своих картинах. Им нравилось – он приобрел популярность. Но ни к чему хорошему это не привело.
– А что заставило вас изображать совсем уж необычных персонажей? На одной из ваших картин, к примеру, человек без определенного места жительства, бродяга.
– Я делаю портреты самых разных людей. Задача портретиста – не только повторить абсолютное внешнее сходство. Но и в этом сходстве передать внутренний мир того, кто пишет. Я это называю портрет души человек, его судьба. И когда я увидел этого бомжа, то уговорил его позировать. Кстати, у этого человека высшее образование, ему просто не повезло, так случилось. Сам это понимает. Борется с собой, но не хватает характера. Судьба выбросила его «за борт» в перестроечные годы. Когда-то он был интеллигентный, таким практически и остался. Это и заинтересовало. Он приходил ко мне две недели... А о том, что сердце не чувствует, то писать бессмысленно. Будь то герои, простые люди, знаменитые или те, кто оказался на обочине жизни.
– Кого сложнее всего уговорить выступить в роли героя для картины?
– Людей в деревне. Люди из глубинки очень высоко ставят мнение и слова соседей и знакомых. Соседки наговорят от зависти, мол, тебя смолоду никто не рисовал, а на старости лет-то чего... С ума сошла? Договоримся со старушкой. Прихожу в намеченное время, а изба на замке.
– Мы говорили об искусстве, культуре. Но современная действительность, ценности молодого поколения не всегда радуют. Поймет ли оно в конечном итоге то послание, которое вы ему оставляете?
– Это самое страшное, что может произойти. У нас сейчас царствует «попса». Молодежь забывает о том, что мы страна великого научного и культурного потенциала. Зачем нам искусство тех, кто ничего не умеет делать? Что дают какие-то плевки и каракули на холсте? Чему учат непонятные фильмы и Интернет? Мы один из самых великих народов. У нас многовековая культура на таком уровне, что мы имеем право ей гордиться. Классическое искусство – именно на нем мы должны воспитывать подрастающее поколение, иначе в ближайшие годы наше искусство пропадет вовсе.
Александр БОГАТЫРЕВ