Что такое АВА-терапия

12 декабря 2018

– Дочь воспитывает ребенка с отклонениями в развитии. Мы слышали, что для таких детишек практикуется терапия, которая корректирует поведение не только детей с задержкой психического развития, но даже с аутизмом. Можно ли подробнее узнать о ней?

Алевтина.

Алевтина, скорее всего, вы имеете в виду так называемую «АВА-терапию». Эту методику действительно используют для коррекции поведения при различных заболеваниях. Мы попросили специального психолога, поведенческого аналитика Ольгу Рыжкову рассказать о том, как это работает и каких результатов можно добиться.

– Ольга Николаевна, поясните, что из себя представляет методика и на кого она рассчитана?

– Для обывателей АВА – аббревиатура непонятная, она переводится на русский язык как «Прикладной Анализ Поведения» (Applied Behavior Analysis). Когда этот метод появился в России, изначально по нему занимались дети с аутизмом, однако АВА работает не с диагнозом, а с поведением, поэтому заниматься могут и дети с синдромом Дауна, задержкой развития и прочими диагнозами. В основу заложен принцип – если какое‑либо поведение награждается, оно обязательно повторяется. Любое поведение влечет за собой определенные последствия и, если эти последствия ребенку нравятся, он будет повторять поведение, если не нравятся - не станет.

Приведу мой любимый пример. Когда мы все были маленькими, родители каждый год приносили домой елку, а затем дети получали подарки. И так продолжалось годами. Сформировалось последствие поведения: принести елку – получить подарки. И сейчас, когда уже все давно выросли, как только елка появляется в доме, в душе все равно возникает ощущение праздника. Это и есть закрепленное последствие поведения «приносить елку».

– Как это происходит на практике, чего именно и с помощью каких поощрений можно добиться?

– Допустим, ребенок не хочет заниматься. С помощью специальных приемов мы добиваемся выполнения заданий и усиливаем это поведение положительными последствиями. Во время занятий, например, ребенок собирает жетоны, а потом выбирает тот приз, который захочет. В результате возникает положительное отношение к выполнению заданий. Это пример усиления нужного нам поведения. Можно также и наоборот: какое‑то ненужное поведение исключить или хотя бы уменьшить его количество проявлений.

Важно отметить, что и в том, и в другом случае главными союзниками в работе является ближайшее окружение ребенка. Необходима сплоченность всей команды, иначе может случиться так, что частота поведения в нужной ситуации упадет, а в ненужной, наоборот, возрастет на 200 %.

Например, ребенок плюется пять раз в день у тераписта, пять раз дома и пять раз в школе. Родители и терапист начали применять методы гашения этого поведения (они индивидуальные для каждого ребенка), а в школе этим не занимаются. В результате мы можем наблюдать такую картину - через какое‑то время у тераписта и дома плевки прекратятся, но в школе их частота возрастет до 15 раз.

 Если же все работают как слаженная команда, поведение можно полностью скорректировать.

– Родители сами договариваются со школьными учителями?

– Да, со школой лучше сразу же, как только начинается коррекция, все это оговорить. Конечно, не всегда это получается. Если, например, класс непростой, для особенных детишек, то обычно педагог сам заинтересован, чтобы ребенок, например, не плевался, и проблем с контролем не возникает. При этом у него есть время этим заниматься, ведь в таких классах детей обычно немного. В обратном случае со школой договориться будет нелегко.

– Можно ли с помощью АВА-терапии корректировать поведение здоровых детей?

– В принципе по такой методике могут заниматься и дети без патологий, но сами занятия им не нужны, просто составляется план коррекции. Нужно отметить, что он необходим в каждом случае, когда приходится корректировать проблемное поведение с помощью АВА-терапии. Для этого проводится сбор данных о поведении и выявляется его основная функция. Приведу пример. Ребенок периодически устраивает истерики, маме приходится бросать свои дела и ругать его за это. А при проведении анализа выясняется, что функция такого поведения как раз и есть привлечение внимания мамы. И ругая его, она усиливает это поведение в дальнейшем. Ведь ребенок получает желаемое, пусть даже и в такой форме. Значит, ребенок не должен ни при каких обстоятельствах получить это внимание. То есть маме нужно пытаться игнорировать истерики. Конечно, если они не опасны для самого ребенка.

Когда при анализе той же самой истерики выясняется, что функция поведения – получение желаемого, например, при походе в магазин, ребенок требует шоколадку, то и план коррекции будет другой. Но и в первом, и во втором случае опять‑таки необходима слаженная работа всего окружения. Если мама приходит с ребенком в магазин, а он, требуя сладости, устраивает истерику, то она, желая избежать скандала, эту самую шоколадку ему покупает, закрепляя данное поведение. А папа, например, как более стойкий, игнорирует истерики, и с ним такое поведение постепенно сойдет на нет. В результате один и тот же ребенок будет вести себя по‑разному в одной и той же ситуации, в зависимости от того, кто пошел с ним в магазин. Чтобы исключить поведение полностью, нужно всем членам семьи вести себя одинаково.

– Обычно при интеллектуальных отклонениях плохо развита речь, страдает социализация, другие навыки. Можно ли с помощью АВА-терапии все это развить?

– К нам обращаются родители неговорящих детей с разными диагнозами. Тогда мы предлагаем систему альтернативной коммуникации. Это специальные карточки, на которых изображены предметы, а также соответствующие выражения. Что проще особенному ребенку – сказать: «Дай конфету!» или пойти в другую комнату, достать полоску предложений, наклеить туда картинки «Я хочу конфету», затем оторвать ее, принести маме, дать в руки или показать? Ответ очевиден. Речь – это высшая психическая функция и если ее нет, то это еще один фактор, отрицательно влияющий на развитие ребенка. Такая система позволяет получить ее хотя бы в форме простых предложений. Или если у ребенка плохое поведение вызвано отсутствием понимания того, что он хочет, эти карточки – отличный вариант исправить это.

По поводу альтернативной коммуникации у родителей существует много страхов. Один из них – боязнь того, что ребенок не захочет  впоследствии пользоваться словами. Но проводимые исследования говорят об обратном – у 30 % детей пользование карточками вызывает речь. Мне лично не раз родители дарили альбомы с этими изображениями, потому что их дети начинали говорить, и карточки им больше были не нужны.

Но нужно вводить альтернативную коммуникацию правильно, в соответствии со специальным протоколом. Тогда дети будут понимать назначение карточек и результат окажется положительным.

– При АВА-терапии необходим индивидуальный подход или у всех одна и та же программа?

– При работе с ребенком первоначально проводится тестирование уровня его развития, на основании чего составляется программа. Эта программа краткосрочная, и когда отрабатываются те навыки, которые в ней прописаны, мы переходим к более сложным заданиям. Например, родители просят научить ребенка буквам или умению различать цвета. Изначально мы работаем над навыками более фундаментальными, такими как поведение слушателя, имитация, визуальное восприятие, навыки гигиены и другие. Только когда они достигнут соответствующего уровня, мы можем переходить к более сложным заданиям. И тогда ребенок будет применять цвета и буквы в своей практике, а не просто оперировать ими как названиями планет, до которых ему нет никакого дела. Мы работаем с АВА как индивидуально, так и в мини-группах, где ребенок учится социальному взаимодействию.

– На какой возраст рассчитаны занятия?

– Если говорить в общем, в АВА существует несколько терапевтических моделей. Для раннего возраста (от 1,5 до 3,5 года), дошкольников, школьников, подростков и даже взрослых. Лучше начинать, конечно, с раннего возраста. Занятия должны быть достаточно интенсивными. Минимальное количество – шесть часов в неделю, среднее – 20 часов, максимальное – 40.

Ирина Марченко. Фото ИД «Волгоградская правда»