Что скрывает штрих-код товара

30 декабря 2019

Что означает штрих-код на упаковке товара? Что в нем зашифровано? Может ли это быть срок годности продукта? Ответы на эти и другие вопросы о штрих-коде ищите в нашем материале.

 

 

Штрих-код придумали еще в середине прошлого столетия для того, чтобы упростить учет и движение товаров – прежде всего на складах. Ведь неудобно читать бумажную простыню, на которой указана вся необходимая информация – проще сканировать картинку и вуаля! – вся информация на экране компьютера.

 

По сути, штрих-код – та же морзянка, только вместо точек здесь линии разной толщины. Если морзянку считывает машина, то для человеческого глаза предназначены цифры, часть из которых потребитель в состоянии расшифровать самостоятельно.

Итак, первые две-три цифры – это код страны-производителя. Скажем, российские товары (а также стран СНГ) маркированы числами от 460 до 469, 880 – Южная Корея, от 0 до 9 – Соединенные Штаты Америки, где и придумали кодировку.

При этом штрих-код может содержать информацию, например, об американском происхождении, а на упаковке черным по белому будет написано «made in China». Это совсем не означает, что вас пытаются обмануть. В современных экономических условиях может быть все что угодно: правообладателем является заокеанская фирма, а заводские цеха действительно дымят в Поднебесной. Существуют совместные предприятия, филиалы; в конце концов, некоторые крупные концерны имеют производственные площадки по всему миру.

Следующие пять цифр – это зашифрованная информация о предприятии-производителе (их присваивает уполномоченный орган каждой страны), остальные (кроме последней) – о свойствах товара (присваивает конкретный производитель). Здесь может быть указана масса, цвет, состав и прочее. Но крайне маловероятно, что будет указан срок годности.

Дело в том, что отдельный штрих-код присваивают каждому виду товара. Скажем, земляничный йогурт будет иметь одну штриховку, вишневый – чуть другую. Но вишневый йогурт, выпущенный накануне, будет иметь такую же маркировку, что и месяц назад. Это товар того же вида.

Часто потребители думают, что штрих-код скрывает и стоимость. Но тут стоит учитывать две вещи. Во-первых, во всех магазинах цены разные. А во‑вторых, сам по себе штрих-код вообще малоинформативен, он лишь ведет на определенную страницу в памяти компьютера, где и сосредоточена вся информация, в том числе цена, указано количество оставшихся в наличии товаров.

Последнюю цифру в штрих-коде называют контрольной. С помощью определенного алгоритма каждый начинающий математик может проверить – действительно ли код составлен с учетом всех стандартов или же припечатан для солидности от балды, что с высокой долей вероятности может говорить о том, что товар поддельный.

Возьмем для примера такую цифровую комбинацию с пакета волжского молока: 4699301456058.

1 Для начала нужно сложить все цифры, которые стоят на четных позициях. То есть вторую, четвертую, шестую, восьмую, десятую и двенадцатую. В нашем случае это будет: 6 + 9 + 0 + 4 +6 + 5 = 30.

2 Получившуюся в первом действии сумму нужно умножить на 3: 30 х 3 = 90.

3 Теперь складываем цифры, которые идут нечетными за исключением последней, контрольной, то есть первую, третью, пятую, седьмую, девятую, одиннадцатую. Считаем: 4 + 9 + 3 + 1 + 5 + 0 = 22.

4 Сложить ответы, полученные во втором и третьем действии: 90 + 22 = 112.

5 Теперь от полученной суммы следует отбросить все, кроме последней цифры. Получается 2.

6 На последнем этапе вычитаем из 10 полученную в пятом действии цифру. Ответ должен совпадать с контрольной цифрой. Итак. 10‑2 = 8. Ура, можно пить, все совпадает!

Конечно, наличие штрих-кода, даже правильного, не гарантирует качество товара. Все‑таки в первую очередь маркировка призвана упростить работу сотрудников логистических и торговых предприятий.

 

КСТАТИ

Зачем штрих-код на могильной плите?

Сегодня все чаще можно встретить так называемые QR-коды (от английского «Quick Response», что означает «быстрый отклик»). Вспомните квадратики на квитанциях за услуги ЖКХ. Это те же штрих-коды, только в двухмерном изображении. В них можно упаковать куда больше информации. Согласитесь, удобно зайти в мобильный банк, сканировать код и оплатить коммуналку, не тратя время на то, чтобы вводить какие‑либо реквизиты или суммы к оплате – весь путь уже прописан.

Сфера использования QR-кодов безгранична. Скажем, их можно видеть на выставках и в музеях – рядом с экспонатами. Пользователь может сканировать картинку и получить дополнительную информацию о картине, авторе или археологической находке. Встречаются коды и на домах – памятниках архитектуры. И даже на могилах – прогуливаясь по кладбищу, можно заглянуть в Интернет и узнать историю жизни того или иного человека.

Юлия Казанджан@Фото ИД «Волгоградская правда»