Что сказал Черчилль про бюджет без расходов на культуру

Фото Александр Куликов
Исполнительское мастерство волгоградского детского симфонического оркестра далеко не детское. Ребята первыми в мире сыграли сложнейшую партитуру оперы «Брундибар», написанную для взрослого оркестра. Коллектив не раз представлял Волгоград в России и за рубежом. В сентябре музыканты отправляются на очередные гастроли – в Чехию.
Накануне поездки мы встретились с главным дирижером профессором ВГИИК Юрием Ильиновым.
Даже классика звучит сейчас в другом темпоритме
? Юрий Михайлович, вы дирижируете двумя оркестрами сразу – детским и взрослым оркестром «Царицынской оперы». С кем вам интереснее и сложнее?
– Со всеми одинаково сложно и интересно. Все дети шалят. Если серьезно, то для любого коллектива важна идея, четкая постановка задачи и методика. Часто я наблюдал картину, как молодой дирижер бьется над двумя тактами, добиваясь какого-то совершенства. При этом теряется элемент творчества, коллективу становится скучно. И это работает в коллективе любого возраста.
Кстати, я мечтаю о создании в Волгограде еще и молодежного оркестра, чтобы у города был полный оркестровый набор: детский, молодежный, взрослый.
? Значит, современные рэперно-попсовые дети способны понимать глубины классической музыки? А вы слушаете рок или рэп?
– Если говорить о своих подопечных – я имею в виду ребят из симфонического оркестра, – то могу сказать, что это особые, уникальные дети. Они имеют большой духовный опыт. Конечно же невозможно все время слушать только классическую музыку. И рэп, и рок, и попсу все слушают. Я и сам не переключаю радио, если звучит такой трек, ведь это часть ритма современного дня. Изолировать себя от него невозможно. Та же классика сегодня звучит немного по-другому, исполняется в ином темпоритме.
Звучащие ноты – всегда добро
? Совсем недавно вы вернулись из Беслана, где играли концерт в память о погибших в теракте. Выступать в месте скорби и боли - особая ответственность. Как реагировали ребята, говорили ли вы с ними о терроризме ?
– Действительно, мы привыкли к сочетаниям «детский праздник», «детский утренник», а от бесланской трагедии всему миру осталось чудовищное сочетание «детское кладбище». Участников оркестра мы старались оградить максимально, чтобы потом они смогли сыграть концерт. Заранее объяснили, в какое место едем, почему на кладбище столько воды в бутылках. И все же для наших ребят это был тяжелый момент, потрясение. Видя огромное количество детских могил, они плакали. Свой полуторачасовой концерт играли очень выразительно. Многие из них плакали, не могли сдержать эмоции.
? Можно ли победить террор музыкой?
– Музыка – это огромная сила. Духовная. Она вызывает в людях желание творить добро, желание защитить. В конечном итоге звучащие ноты это всегда добро. А добро, как известно, сильнее зла, но их вечное противостояние неизбежно.
? Вы играли в Беслане, были в соборе Ковентри, разгромленном фашистами, теперь собираетесь в Чехию с оперой «Брундибар», которую дети пели в гетто, а потом все были сожжены в Освенциме. Это ваша принципиальная позиция – говорить о таких болезненных моментах в истории человечества? Не слишком ли много боли, негатива?
–Так сложилось, что судьба нашего оркестра постоянно соприкасается с темами войны и мира. Первое выступление детского симфонического оркестра пришлось на день празднования Победы в Великой Отечественной войне, через год мы опять играли в мае, потом было выступление в храме Христа Спасителя в Москве на 70-летие Победы. Наверное, живя в Сталинграде, мы не можем не говорить об этом.
Когда приехали играть в Москву, у нас все было мрачно, трагично, окружено харизмой военного прошлого города. Александра Николаевна Пахмутова дала понять, что мы слишком застряли в прошлом, надо больше дышать настоящим, строить город будущего, то есть включать в свою программу «светлые пятнышки». Сейчас мы стараемся понемногу добавлять их в свои концерты.
Кстати, в Прагу мы едем исключительно благодаря поддержке губернатора и мэра Волгограда. Я редко хвалю власть, но тут хочется сказать огромное спасибо. Что есть – то есть.
Дайте точку приложения сил
? Каково сейчас отношение к русским за рубежом?
– Искусство однозначно объединяет людей. Например, в Англии мы были как раз после крымских событий. Нам еще говорили: «Ребята, куда вы едете?!» Но мы поехали и не услышали ни одного упрека. Все было очень корректно. Нас встречают, что называется, с распростертыми объятиями, культура оказывается выше политики.
? Как на фоне увиденного в других городах и странах оцениваете музыкальный уровень Волгограда?
– К сожалению, Волгоград все еще теряет ярких и самобытных музыкантов. За последние два года уехали человек пятнадцать. Молодежь бежит из города. Думаю, это следствие того, что у нас нет уважения к профессиональной музыкальной культуре. Нет понимания, что это серьезное и важное дело. В связи с этим мне вспоминается один эпизод в истории. Черчиллю в 1943 году принесли на утверждение бюджет.
"– А где расходы на культуру? – поинтересовался премьер-министр.
– Но у нас же идет война!
– А ради чего мы тогда воюем?!"
Нужно поддерживать молодых, опытных, любую культурную среду, как минимум не доходить до фарса – закрывать в Год литературы библиотеки. Прежде всего надо делать ставку на своих. Между тем с Пахмутовой город 20 лет не поддерживал связи. Мы приглашаем лучших, ведущих режиссеров. Они приезжают, дарят нам спектакль и уезжают. И опять мы остаемся ни с чем.
В оперу принимают молодежь – это здорово. Открылась консерватория – замечательно. Нужно только создать условия для артистов. А пока действительность такова, что в возрасте от 15 до 25 лет, человек, приходящий в творческую профессию, в нашем городе никому не нужен, повисает в воздухе. Ни денег, ни точки приложения сил. Мне чудом удалось остаться на плаву.
? Что хорошего, на ваш взгляд, за последние пару лет происходило в мире искусства вообще и Волгограда в частности?
– Это новая сцена и новый оркестр Мариинского театра. В Волгограде был ряд хороших премьер, например «Севастопольский вальс». В опере грустно, но есть надежда, что в этом году все-таки сделаем «Щелкунчика». Да, с особой радостью хочу отметить, что в наши музыкальные вузы был очень хороший сильный набор. Уже с первых репетиций мы не «ковыряли» ноты, а играли музыку.
? Что для вас музыка?
– Музыка для меня – это жизнь! Это язык эмоций, это возможность понять, зачем я пришел в этот мир, звучащий то блюзом, то рок-н-роллом, то вальсом или трагической симфонией.
Наталья Хайрулина.
Проект реализуется в рамках гранта Волгоградской области "Развитие культуры и искусства в Волгоградской области".