Что изображено на стенах и под куполом храма Александра Невского

19 сентября 2022

Прежде всего отметим, что общая площадь росписи в воссозданном Александро-Невском соборе составляет более 6 тыс. кв. м. Огромное художественное полотно в течение 2 лет создавал коллектив из 25 мастеров под руководством известного иконописца Александра Лавданского.

 

 

Церковная логика

 

– Роспись велась силикатными красками, дающими возможность максимально приблизиться к классической технике фрески, – рассказали в Волгоградской епархии. Но, несмотря на относительную новизну, технология уже прошла испытание временем.

 

Она была открыта 150 лет назад, и фрески, созданные за эти годы, до сих пор сохраняют цвет и хорошо держатся на любых покрытиях: кирпиче, бетоне, дереве, извести.

 

Как рассказывает журнал «Царицын Православный», еще со времен существования Византии сложилось несколько принципов построения программы росписи:

 иерархический – со смысловым центром в куполе;

 евхаристический – с центром в алтарной апсиде;

 литургический – отражающий в последовательности сюжетов богослужебную логику;

 исторический – с последовательным расположением сюжетов Ветхого и Нового заветов.

 

– В целом иконографические сюжеты должны распределяться в храме в зависимости от смысла и значения каждой его части и ее роли в богослужении, – поясняют в епархии. – Что же касается системы росписей каждого конкретного храма, то она всегда индивидуальна, ибо при наличии общей схемы обычно возникают творческие решения, не нарушающие единого строя композиции интерьера.

Если говорить о храме Александра Невского, то здесь соблюден иерархический принцип.

 

– Важнейшие, наиболее сакрально значимые зоны храма, располагаются вверху – под куполом и сводом алтаря, они символизируют духовное небо. Далее идут своды храма и верхние части стен, которые отводятся под изображение событий евангельской истории и сцен из жития апостола Андрея Первозванного и святого князя Александра Невского. Наконец, нижние зоны интерьера символизируют земной мир, где среди святых пребывает и пришедший в храм человек. В идею росписи заложена вся Тайна Божественного Домостроительства – от сотворения мира, грехопадения, благовестия о спасении и явления Христа Спасителя до Страшного суда Божия и блаженной вечности со Христом.

Такова общая логика, а теперь вкратце о росписи отдельных зон.

 

Притвор

 

Знакомство с храмом начинается с притвора. Изначально это место предназначалось для кающихся, а также для оглашенных – тех, кто не крещен или только готовится к таинству. Поэтому в росписи этой части храма часто присутствуют картины страшного суда и сцены назидательного характера.

 

Волгоградский собор в этом смысле не исключение. Так, например, здесь можно увидеть известный сюжет о бегстве Лота из Содома. Напомним, это был город разврата. Когда к Лоту, племяннику Авраама, под видом странников явились ангелы, он защитил их от поругания, а те, в свою очередь, спасли семью, поскольку город был обречен на гибель за грехи жителей.

 

Между окон можно увидеть человека, привязанного к столбу. Надпись выше гласит: «Что стоишь человече и позирающе на рай и на муку? Блуда бо ради лишен бысть блаженного рая, а милостыни ради избавлен вечныя муки». Понимать это нужно так, что столб является пограничным между раем и адом, а привязанный человек, по преданию, раздавал при жизни щедрую милостыню, но в то же время прелюбодействовал. За милостыню он был избавлен от адских мук, а за грехи – лишен райских наслаждений.

 

Есть в притворе, слева от главного входа, и такая картина: корабль с мачтой в форме православного креста, управляемый самим Христом, вокруг апостолы, проповедники, мученики.

 

– Корабль плывет от некоего града, как бы нашего мира, который по грехам обречен, к другому граду, к Новому Иерусалиму. А на берегу стоят разные злые люди, которые по наущению Антихриста всячески стараются этот корабль утопить: стреляют, пытаются ловить крючьями, – поясняет Александр Лавданский. – Конечно, это символически, не канонично. Но тем не менее иконография существует уже около 600 лет. Здесь вообще вся история как бы вдруг сжалась в одном аспекте – в этом корабле, который обуревается, готов потонуть… Но он никогда не потонет!

 

В росписи символично все. Даже темный синий потолок притвора напоминает прихожанам о первоначальной тьме, до Сотворения мира. На нем 4 медальона – на них изображены прародители Адам и Ева, херувим с мечом, который закрывает вход в рай после грехопадения человека и Богородица «Знамение». То есть тут и начало, и падение и надежда на спасение.

 

Даже виноградные лозы, часто используемые в создании церковных орнаментов, не случайны.

 

– Изображение виноградной лозы заключает в себе сразу несколько библейских аллегорий. Ветви с листьями, поднимающиеся ввысь, напомнят и притчу о сеятеле и о зерне, упавшем, умершем и принесшем обильный плод, и, главное, о самом Господе Иисусе Христе, уподобленном виноградной лозе, и нас всех, призванных быть плодоносными ветвями, дабы не попасть под острый нож виноградаря, – поясняют в епархии.

 

Конечно же, уже в притворе мы видим изображение Спасителя, Святую Троицу, образы преподобных отцов Антония Великого, Пахомия Великого, Исаака Сирина и др., композицию «Видение Иоанна Лествичника», августовскую икону Божьей Матери.

 

Центральный купол

 

В самой высокой части храма видим изображения Христа Вседержителя. Его окружают архангелы и ангелы, далее в барабане купола выписаны 24 ветхозаветных пророка, которые предсказывали пришествие Спасителя в наш мир.

 

Ниже, на парусах (сферические треугольники – элементы конструкции, на которые опирается купол. – Прим. авт.) можно узнать четырех евангелистов – Матфея, Марка, Луку и Иоанна. Между ними еще 2 изображения Иисуса Христа – так называемые Спас на убрусе (Мандилион) и Спас на чрепии (Керамидион). И это тоже не случайно, здесь, как и во всем, сокрыт определенный смысл.

 

– Эти распространенные сюжеты восходят к одному древнему апокрифу, повествующему об исцелении от неизлечимой болезни царя Авгаря, правителя малоазийского города Едессы. Царь получил через апостола плат, или убрус, которым Христос отер свое лицо и на котором отпечатался Его Лик (Лицо), – рассказывают в епархии. – После этого сей Нерукотворный образ стал источником исцеления и обращения в христианство царя и его подданных. Этот убрус долго хранился в Константинополе в нише над центральными вратами. Во времена иконоборчества нишу заложили, а когда после восстановления иконопочитания она была открыта, то Лик Христа чудесным образом отпечатался на внутренней стороне кирпичей. Так появился второй Нерукотворный образ – на «чрепии» (черепице). Два нерукотворных образа призваны показать реальность Боговоплощения, когда Лик Христа отпечатывается даже на неживой материи, преобразуя и оживляя ее.

 

Юлия Казанджан. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив.