Что едят татары по праздникам

2 ноября 2020

В Волгоградской области проживают около 25 тысяч татар. Поволжские татары, в отличие от казанских и сибирских, светлокожие и голубоглазые. Но несмотря на внешние отличия, у них общие традиции, обычаи, праздники и представления о вкусной еде.

Бябяй ашы, исем кушу и меджлис

Существует несколько версий этимологии слова «татары». Кто‑то говорит, что оно происходит от слова «татувлы» – «мирный, союзник». Другие утверждают, что «тат» обозначает «иноземец». Третьи уверены, что слово произошло от монгольского «татари» – «плохо разговаривающий». Четвертые соединяют последние две версии и говорят, что татар так назвали другие племена, которые не понимали чужой для них язык.

Как бы то ни было, это очень древний народ. Первые свидетельства о существовании татарских племен нашли в тюркских летописях. Также о татарах упоминают китайские источники VIII-X веков как о людях, живших по берегам Амура. Основными занятиями татарских племен были земледелие, животноводство и огородничество. Татары считали, что каждый мужчина должен владеть каким‑либо полезным ремеслом, чтобы содержать семью. Поэтому они славились как искусные ювелиры, ткачи, скорняки и кожевенники. Женщины тоже не сидели сложа руки, они сами ткали, шили и расшивали одежду узорами в виде цветов и растений.

До сегодняшнего дня сохранились многие древние традиции. Например, татары до сих пор здороваются «Исянме сез» – «Живы ли вы?». Эта фраза восходит к временам геноцида татар после захвата Казани и разорения Казанского ханства. Тогда же сложилась традиция поддержки родных – без этого было не выжить в тяжелые времена. А для взаимопомощи в строительстве дома есть отдельное название – эмэ. После совместной работы молотками и пилами обязательна общая трапеза с гуляньями.

Главой семьи у татар является самый старший мужчина в доме – бабай, а после него – самая старшая женщина – как правило, это его супруга – абыстай. Татары уважают не только взрослых, но и детей, считая, что они наравне со взрослыми имеют право голоса. Семья без двоих детей считается неполноценной, а бездетная – и вовсе неблагополучной. По случаю рождения ребенка устраивают праздник бябяй ашы. В течение нескольких дней после рождения ребенка подруги, соседки и родственницы молодой мамы приходят навестить ее и приносят с собой еду, угощения и подарки. По случаю наречения имени проводится другой обрядовый религиозный праздник – исем кушу, на который приглашают муллу, родственников и друзей семьи. Обряд начинается с традиционной молитвы, потом к мулле подносят на подушке ребенка, и он обращается к Всевышнему, призывая его принять новорожденного под свое покровительство. После этого он нашептывает на ухо младенцу азан (призыв к молитве для мусульман) и произносит имя новорожденного. Считалось, что от имени зависит дальнейшее будущее младенца и его судьба. Поэтому в небогатых семьях старались подобрать имя, символизирующее богатство и благосостояние, слабому ребенку выбирали имя, которое обозначает крепость духа и здоровье.

Также муллу приглашают на важные встречи родственников в связи с каким‑либо событием – меджлис. И конечно же на свадьбу. На традиционной татарской свадьбе мулла проводит мусульманский обряд никах (бракосочетание). После совершения обряда невеста должна накормить жениха и его семью собственноручно слепленными пельменями – кияу пельмэне. Чем меньше пельмени, тем сильнее девушка любит своего избранника, тем она более трудолюбивая хозяйка. В идеале они должны проходить сквозь обручальное кольцо.

Сабантуй

Помимо религиозных праздников, татары отмечают народные, самый любимый из которых – Сабантуй. Название переводится как праздник плуга, это день окончания полевых работ.

С древних времен он устраивался весной, когда появлялось немного свободного времени до появления первых всходов. Этот праздник находится под защитой ЮНЕСКО как шедевр устного наследия человечества.

Сейчас Сабантуй проходит обычно в конце мая – начале июня в три этапа: начинается празднование в деревнях и селах республики в первую субботу после завершения посевной; через неделю народные гулянья проходят в городах; а еще через семь дней грандиозное торжество проводят в столице Татарстана. Во время празднеств устраивают конные скачки и состязания в силе и ловкости. Самая любимая забава джигитов всех возрастов – куреш, борьба на поясах. Цель соревнования – захватить противника за пояс и свалить его на землю. Победитель куреша (батыр) получает главный приз – живого барана. Еще одно соревнование, в котором можно продемонстрировать свою силу, – поднятие камней. Участники должны не просто оторвать от земли 25‑30‑килограммовую глыбу двумя руками, но и удержать камень в правой ладони, поднятой вверх. Сейчас вместо тяжелого камня часто используют гири или штанги.

Помимо силовых соревнований, проводятся шуточные конкурсы: забеги с яйцом в ложке или с полными ведрами воды на коромысле; прыжки в мешках; бои мешками с травой или сеном на скользком бревне, битье глиняных горшков с завязанными глазами.

Какой же праздник без угощений? На Сабантуй обычно готовят следующие блюда: татарский плов на баранине с добавлением томатной пасты или любых овощей; баранина, фаршированная яйцами, сливочным маслом и специями; эчпочмаки – треугольные пирожки с начинкой из мяса, картофеля и лука; кыстыбый – обжаренная пресная лепешка с картофельным пюре; перемеч – пирожки с круглым отверстием сверху; бэлиш (печеный пирог) с уткой и рисом в мясном бульоне и сладкий чак-чак – его‑то мы и приготовим сегодня.

Кто первым встал – того и чак-чак

Татары так любят чак-чак, что придумывают и переиначивают под него пословицы и поговорки: «что посеешь, то и чак-чак», «под лежачий чак-чак мед не течет». И если на русских и украинских кулинарных форумах разыгрываются баталии по поводу рецепта настоящего борща, то татарские хозяйки спорят по поводу самого правильного, доставшегося от бабушки, рецепта чак-чака. У меня нет татарской бабушки, поэтому придется довериться знатокам из Интернета.

Нам понадобится: 3 яйца, 1 / 3 чайной ложки соли, 1 ч.  л. молока, сода на кончике ножа, мука до густоты. Для сиропа: 50‑80 г воды, 3 ст.  л. с горкой меда, 1 ст. сахара.

1. Для настоящего чак-чака советуют заморозить яйца как минимум за неделю до приготовления. Говорят, это придает особую воздушность чак-чаку. Разморозить яйца перед приготовлением и взбить с солью, содой и молоком. Постепенно добавляя муку, замесить мягкое, немного липнущее тесто.

2. На припыленной мукой поверхности раскатать тесто до толщины 0,5 сантиметра. Нарезать на полоски шириной до сантиметра. Обвалять каждую полоску в муке и нарезать на мелкие брусочки. Их тоже нужно периодически обваливать в муке, чтоб не слиплись. Можно слепить шарики, мне они показались более симпатичными.

3. Поставить на огонь масло (его должно быть много). Заготовки для чак-чака переложить в сито, чтобы стряхнуть лишнюю муку. Обжарить в хорошо разогретом масле до легкой золотистости небольшими партиями, так как тесто сильно увеличивается в размерах. Если масло слишком сильно нагрелось, тесто будет лопаться, если недостаточно нагреется – тесто впитает много масла.

4. Приготовить сироп. Для этого воду с сахаром поставить на огонь. Варить 4‑5 минут на медленном огне до выкипания воды. Добавить мед, довести до кипения и варить еще минут пять. Готовность можно определить  так: капнуть сироп в стакан с холодной водой и если капля не растекается, значит, можно выключать огонь.

5. Готовым сиропом сразу же залить обжаренные кусочки теста и перемешать шумовкой. Смочить руки холодной водой и выложить чак-чак на широкое блюдо, формируя при этом горку. Приятного аппетита!

Вероника Скворцова © Фото автора