Чем удивил современников художник Иван Крамской

12 января 2020

Какую роль в истории искусства сыграл Иван Николаевич Крамской (1837-1887), объяснила учитель рисования одной из волгоградских школ Алена Харламова.

– Наверняка многие еще со школьных времен помнят картину «Неизвестная». Красивая, таинственная женщина с надменным лицом сидит в коляске, за ней – здание Александрийского театра в Петербурге. Это самая известная картина Ивана Крамского, которая завораживает даже нас, современников, – напоминает Алена Викторовна.

Кисти мастера принадлежат также портреты Александра Третьего, Николая Некрасова, Петра Третьякова, Ивана Шишкина, Льва Толстого, Ильи Репина, Ивана Гончарова, Михаила Салтыкова-Щедрина, доктора Боткина и других знаменитых людей того времени.

– Он также автор великолепных натюрмортов, пейзажей. Но прежде всего Крамскому были интересны люди, независимо от того, кто перед ним – государственный деятель, человек искусства или простолюдин, – продолжает Алена Харламова. – Есть у него портреты и лесника, пасечника, мельника, крестьян и их детей.

Кстати, работы Крамского хранятся и в фондах волгоградского музея имени Машкова. Одна из них представлена на выставке, которая проходит в эти дни.

– На выставке «РЕПИН / АКАДЕМИЯ» ряд произведений демонстрируется впервые, среди них графическая работа Ивана Крамского «Портрет молодого человека». Выставка проходит в основном здании и продлится до 2 марта, – уточнили в музее.

– Меня лично потрясают работы Ивана Крамского по мотивам сказок, например, картина «Русалки», и полотна по библейским мотивам. Одна из самых известных – «Христос в пустыне». А за картину «Моисей источает воду из скалы» Академия художеств присудила ему золотую медаль, – продолжает преподаватель. – Часто говорят об уникальности, новаторстве его произведений. В чем оно состоит? В глубоком психологизме его портретов наряду с демократичностью. Любой человек на его полотнах – прежде всего человек. И какие разные глубинные миры мы открываем, скажем, глядя, на портрет полесовщика (лесника) и на портрет Николая Некрасова, и на Христа. Художнику удалось прочувствовать и передать нам, зрителям, психологическую интерпретацию библейского сюжета, причем понятным для каждого языком художественных образов. Это потрясающе. Я со своими учениками несколько раз ездила в Москву, чтобы попасть в Третьяковскую галерею и показать им работы Крамского. И советую всем родителям – знакомьте по возможности ваших детей с работами великих мастеров.

Крамской был не только выдающимся живописцем, но также хорошим организатором. В частности, он основал несколько художественных объединений, самое известное из которых – «Товарищество передвижных художественных выставок».

– Его участники, увлеченные народничеством, противопоставляли себя академистам. Передвижники организовывали выставки и занимались просвещением, продавали свои работы и вели совместную «экономическую деятельность», – рассказывает Алена Харламова. – Для художников второй половины ХIХ века это было небывалым демократичным новаторством.

Крамской был увлеченным человеком и даже умер во время работы над портретом доктора Раухфуса.

Иван Николаевич был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1939 году прах был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Ольга Багрова. © Фото: Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова​.