Бомба в пончиках, мяч из оранжевых карпов и другие работы волгоградского художника

28 апреля 2015

Работы волгоградского художника Сергея Блоха – чистый концептуализм. Не живопись, а иллюстрация в журнал. Увиденное хочется сразу перевести в принт на футболку и носить не снимая.

 

 

Радужные, порой кислотные цвета, медийные образы, фразы. Прямоугольный холст – скука! На смену ему приходят восьмиугольники и овалы. Из-за многослойности образов каждый зритель по-своему воспринимает увиденное. Концептуальное искусство, в котором главное для автора передать идею, – одно из самых модных направлений в живописи ХХI века.

 

Синими, желтыми, красными

Сергея Блоха называют художником явного и невероятного. Выпускнику Волгоградского государственного института искусств и культуры подчинился сложнейший для художника прием – совмещать рисунки с предметами быта, обыгрывая формы и смыслы. Например, обычный баскетбольный мяч на холсте превращается в оранжевых карпов. Зрителю не сразу понятно, что из увиденного реально, а что доигрывает их фантазия. Укрепляют иллюзию и разноцветные мазки, как будто кто-то распылил по холсту мармелад, и тонешь в этом многоцветии.

– Концептуализм – чуть ли не единственное направление в современных реалиях, в котором художник может выразить себя, вступить в диалог со зрителем, – говорит Сергей. – Сейчас важно, ни кто изображен на полотне, а что изображение транслирует. Какую идею или даже возможность. Идет постоянная борьба за образы.

 

Мармеладная живопись

Тема с мармеладом прослеживается в череде картин. Эту "наивность" редакторы часто используют как иллюстрации к различным статьям в журналах, газетах и книгах. Очень умело Сергей через игру с детскими, позитивистскими образами раскрывает сложные, взрослые темы. Гиперболизируя образы, художник меняет у зрителя восприятие обычных вещей. Так появилась глубоководная бомба, окруженная десятком цветных с посыпкой пончиков. Яркий фон, любимые сладости, а в середине холста боль и ужас, забравший жизни тысяч моряков.

– Форма одна у обоих предметов – идеальный круг. Но предназначение совсем разное: одно несет наслаждение, другое – уничтожение. Одно – радость, другое – страдание. Все в мире полярно, не стоит это забывать, – объясняет принцип художник.

 

В четыре руки

Мастерством путать реальность с фантазией Сергей обязан своему учителю Марии Мелиховой. Преподавая рисунок во ВГИИКе, она открыла молодому художнику мысль, что на холсте восприятие картинки никогда не останавливается. Вне стен вуза художники продолжили общаться: на их счету несколько совместных выставок и проектов.

– Наши работы совершенно не похожи, соединяя их в выставку, мы "сажаем" зрителя на настоящие американские горки. Сочные, красочные пейзажи Марии сменяются моими броскими и абстрактными холстами. Зритель вроде вот-вот смирился с видами улиц, как в следующую минуту его захватывают щупальца осьминога, и он не выкарабкается, пока не осознает, зачем они здесь, – продолжает автор.

Очередную совместную работу художников волгоградцы смогли оценить в начале апреля. В музее изобразительных искусств проходила выставка "Четверг". Не нарушая объективное течение личных художественных процессов, Сергей и Мария создали общее поле для высказывания.

– На первый взгляд в произведениях преобладает содержание, но для того чтобы оно было в полной мере воспринято, нужны ясная форма, эстетическое чувство и пластическое умение. Наши работы развесили в панорамных окнах выставочного зала на Чуйкова. Прогуливаясь по набережной, люди невольно становились участниками творческого процесса. Даже если человек далек от искусства, он все равно останавливался и становился соучастником. Именно так сейчас должны говорить со зрителями художники. Людям опостылели галереи и музеи, они вечно спешат. И минута, потраченная на изучение холста, уже радость, – считает художник.

 

Волшебство Гудини

Свое умение создавать смелые коллажи, чудесно писать маслом и играть текстом как кистью, Сергей использует при создании групповых работ.

– Одному художнику сложно существовать, нужна команда идейных людей. Когда вы с кем-то на одной волне, это вдохновляет на подвиги.

Несколько лет назад в Волгограде Блох вместе с такими же неравнодушными к творчеству людьми пытался создать независимое пространство Project Room Gallery. Довольно часто начинающим художникам негде представить свой труд, экспериментальная галерея, готова была принять любую фантазию. Проект в городе-герое просуществовал чуть больше года: когда нет зрителей, пропадает смысл. Сейчас ребята, уже без Сергея, пытаются завоевывать столицу.

Да и сам Блох в последнее время разрывается между Волгоградом и Москвой. С 2013 года художник состоит в арт-группе Houdini. Трое ребят: Кирилл Силантьев, Маша Лам и Сергей Блох – создают концептуальные проекты и довольно востребованы среди ценителей современной живописи.

– Картины стоят совершенно по-разному. Могут и 3 тыс. рублей, а могут и все 100 тысяч. Тут все зависит от идеи, техники, размера холста. Как бы прекрасно все это ни выглядело, это наша работа, наш хлеб, – говорит мастер.

 

Переосмысление

Хотя Сергей – успешный и востребованный художник, он до сих пор находится в поиске. Недовольство собой испытывают многие талантливые люди, переосмысливает свою деятельность и Блох. Так, художник недавно удалил из Интернета все свои работы и старается найти новый путь для воплощения идей. "Я всегда позиционировал себя как художник-концептуалист, но сейчас думаю, что ошибался", – с иронией замечает Блох.

Осенью, если "звезды сойдутся", художник планирует открыть большую выставку, где представит новое видение своего искусства.

 

 

Досье «Вечерки»

Сергей Блох, художник-живописец. Родился в 1984 году в Волгограде.

В 2010 году окончил Волгоградский государственный институт искусств и культуры.

Участник российских и международных выставок. Работы художника находятся в частных коллекциях России и за рубежом. Часть работ приобретено Flying Colors Gallery Dubai, UAE.

 

DNG