Боец как родную берег «полуторку»

Волгоградец Сергей Деянов по кусочкам собирает легендарную «полуторку» из груды изрешеченного пулями металла. Реанимируя ржавые детали, мастер выяснил, с какой любовью водитель следил за машиной.
Четырехколесный солдат
Грузовик ГАЗ АА, выпускавшийся Горьковским автозаводом, сейчас настоящая редкость. Зато в годы войны «газики» были незаменимы: на них возили продовольствие, ящики со снарядами, перевозили бойцов и раненых. Рассчитанные на полторы тонны (отсюда и народное название – полуторка), они брали по две с половиной.
На дороге жизни, ведущей в блокадный Ленинград, полуторке был уставлен памятник как главной грузовой и фронтовой труженице тех лет.
Железные «кости» с войны
Сергей Деянов, водитель по профессии, член клуба исторической реконструкции «Пехотинец», собирает машины прямо во дворе своего дома в поселке Радужный. На его счету уже три единицы реконструированной техники: немецкий бронетранспортер «Демаг», ЗИС-5, мотоцикл БМВ с коляской.
Сейчас на бетонном «подиуме» лежат ржавые железки, в которых легко угадывается грузовая машина.
– Этот ГАЗ АА «погиб» в боях под Сталинградом в районе Россошек, – рассказывает Сергей, показывая на многочисленные следы от пуль. Грузовик попал под перекрестный огонь, кабина и бензобак прострелены, пробит радиатор. Внутри кабины произошел взрыв, оставивший страшные повреждения.
Мужчина подводит меня к кабине, и я вижу застрявшую в двери пулю. Кстати, сохранившаяся с войны кабина – огромная редкость, раритет, найти ее, по словам Деянова, практически невозможно. Треснутая искореженная ржавая рама горела, «с ней уже ничего не сделать».
Железные «кости» в степях волгоградской земли чуть больше года назад нашли местные поисковики.
– Мы с ребятами-«пехотинцами» поехали, посмотрели. Обычно деталей кот наплакал, а тут их было много. Решили – будем делать! – рассказывает мастер.
Водитель берег машину
Оказывается, даже по найденным ржавым железным фрагментам автомобиля можно судить о водителе. Шофер найденного «газика» был очень добросовестным и тщательно следил за четырехколесным другом. На капоте молоточком отрихтовал «взрыв», а было время – заклепал пробоину. Главное, всегда следил за «шаром».
– У полуторок была одна серьезная проблема – это опорный шарнир на передней балке. Дело в том, что конструкция полуторки предусматривала три рессоры и была предназначена для определенного веса, но ее часто перегружали. Вся нагрузка ложилась на шарнир, поэтому его постоянно разбивало. Водители старались беречь его как зеницу ока, набивали туда тряпки, солдатские ремни – все что угодно. Если водитель был нерадивый, шар при нагрузках и кочках вырывало, балка уходила, машина заваливалась. У найденной машины шар до сих пор имеет форму идеальной сферы – вот как водитель любил машину!
Пробоины станут украшением автомобиля
«Пехотинцы» сразу решили не латать следы военных сражений: пусть пулевые «ранения» напоминают о фронтовом прошлом машины. И начали поиск недостающих деталей по знакомым, в соцсетях, на рынках. «Родную» для ГАЗа раму нашли через Интернет в Смоленске. Она обошлась в 11 тысяч, примерно столько же пришлось заплатить за перевозку. Переднюю балку купили в Волжском. Сегодня практически все детали собраны, осталось соединить их в единое целое и покрасить.
При этом грузовик немного модернизируют. «Газики» частично живут в трех современных моделях – в «ГАЗели», УАЗике и «Волге», – объясняет Сергей Деянов. – Эти машины являются идеальными донорами для «полуторок». Я решил в точности соблюсти внешний вид машины, а вот «внутренности» взять современные. В частности, двигатель от «Волги». Во-первых, их проще найти, во-вторых, они дешевле, и в-третьих, машина будет задействована в реконструкциях боев и поэтому должна быть надежной на сто процентов.
В память о деде
«Полуторка» уже заняла в жизни Сергея одно из главных мест. Друзья и шашлыки подождут. Ведь тут оживает история! Машина, изрешеченная пулями и осколками снарядов, – символ победы, перед которым впору «встать на колени». На войне у Деянова погиб дед.
– Я до сих пор храню его часы, – вспоминает мастер. – Они остановились перед началом войны. Уходя на фронт, он сказал: «Мы быстренько закидаем немцев шапками, вернусь – отремонтирую!» Не вернулся.
Теперь в память о деде Сергей возвращает с войны «четырехколесных солдат».