Александр Гонцов: «Спортсмен бьет в цель и не опаздывает на работу»

Фото: ИД "Волгоградская правда"
Стремление к победе характеризует, как известно, не только профессиональную, но и обычную жизнь спортсмена. Сколько времени достаточно провести в спорте, чтобы приобрести полезные жизненные навыки? Принципиально ли заниматься именно в спортивной школе? На эти и другие вопросы отвечает Александр Гонцов, тренер по спортивной гимнастике.
? Александр Геннадьевич, актуален ли в наше время спорт для мальчика? Может, в семье растет потомственный конструктор или журналист, ему физическая сила как таковая не нужна. Такому, наверное, достаточно игр во дворе с друзьями.
– Во-первых, во дворе сейчас мало кто гуляет. Но даже если он это делает в детстве, совсем не факт, что улица будет манить его и в подростковом возрасте. Лет с 10-12 парни уже с головой уходят в компьютер. А если и выходят из дома, то, в основном слоняются без дела с телефоном в руках. Во-вторых, пусть ваш ребенок ходит в конструкторский кружок, развивает инженерную мысль, но всестороннее развитие никто не отменял. Спорт не просто дает грубую физическую силу, но воспитывает мужчину. Именно в спорте прививаются основные мужские качества – обязательность, ответственность за свои поступки.
Даже начальное, в течение нескольких лет, занятие спортом дает мощный фундамент для развития. Все-таки мальчишкам в армии еще служить, да и элементарным нормам ГТО нужно соответствовать.
А то в последнее время такие уж слабые пацаны приходят в спортшколу. Выбираем из них самых лучших, заранее понимая, что мастерами спорта они не будут. Девочки приходят в спорт гораздо более крепкими.
? Как вы думаете, чем объясняется такое недоразумение?
– Наверное, тут два основных фактора: вредная еда и детство, проведенное в кресле перед экраном. Опять же повторюсь: мальчишки мало сейчас бегают на улице, никаких войнушек и догонялок. Девчонки в этом смысле поактивнее, и они не привязываются к экрану так, как пацаны.
? Если ребенок в принципе не хочет заниматься спортом, ни к какому виду склонности не чувствует, как выбрать направление?
– Отдавайте в любой спорт, куда удобнее возить, где понравился тренер. Потому что поначалу принципиальной разницы нет. Первые два года во всех видах спорта – общая физическая подготовка, и только потом появляются конкретные упражнения, элементы, характерные для данного направления. Но даже помимо своей специфики, во всех видах спорта поддерживается ОФП, занятия на турниках, брусьях. В этом смысле гимнастика – базовый вид спорта.
? Обязательно ли стремиться именно в спортивную школу? Или можно заниматься и при обычной школе, либо в секции?
– Принципиальной разницы нет. Все зависит от педагога и условий. Например, для гимнастики абсолютно необходим полностью оборудованный зал – маты, снаряды. У нас на весь город таких два, и оба в специализированных учреждениях. Так что спортивной гимнастикой в обычной школе или ДЮЦе сложно заниматься.
А вот игровые виды спорта – волейбол, футбол, баскетбол – это всегда пожалуйста, ими можно овладеть на любой площадке.
? Известно, что спорт развивает в людях чисто физическую выносливость. Проецируется ли это на обычную жизнь? По вашим наблюдениям, через сколько лет это уже проникает в ребенка, становится частью его характера?
– В идеале в спорте надо быть всю жизнь. Но минимальный период, в течение которого формируется дисциплина, лет пять. За это время человек привыкает приходить по расписанию, слушать тренера, появляется чувство ответственности. Как минимум такой человек никогда не будет опаздывать на работу в будущем.
Еще конечно же спорт воспитывает морально-волевые качества. Ведь спортсмен перед выступлением всегда борется со своим страхом, неуверенностью. И в конце концов приобретает навык владеть собой, своим психоэмоциональным состоянием. Это в абсолютном виде переносится в обычную жизнь. Спортсмены более выносливы и стойки к неурядицам, переживаниям, умеют без паники решать проблемы, находить решения.
Сохраняется в обычной жизни и стремление бить в цель, доводить до конца начатое, побеждать.
? Первый период дети часто ходят на тренировку с удовольствием. Но когда начинается растяжка, когда от тебя требуют усилий, работы, начинается откат. Как помочь ребенку пережить этот период?
– Есть такое слово «надо». Нужно лишь объяснить ребенку, что все делается поэтапно: сначала одно, потом другое, если не будешь тянуться, тебе не удастся сделать такой-то трюк. А ребенку же хочется делать колесо, крутить сальто. Нужно только поддерживать в нем этот азарт, интерес.
И еще по поводу растяжки. В наше время на шпагат сажали быстро и жестоко. Сейчас детей жалко, поэтому и я всегда говорю: каждый день в любую свободную минуту, хоть перед телевизором, пусть ребенок растягивается и покачивается, сколько может.
? Как только ребенок научится выделывать какие-то трюки, он спешит удивить всех во дворе, в классе. Все делается на публику, на спор, якобы как демонстрация смелости и крутизны. Нужна ли здесь смелость, или все же спортсмен должен проявлять осторожность?
– В данной ситуации, конечно, требуется не смелость, и вообще, на спор лучше трюки не показывать. Потому что, скажем, гимнастические элементы всегда сопряжены с риском для здоровья и для жизни. Я всегда предупреждаю об этом мальчишек: не уверен – не рискуй. Нужно быть абсолютно уверенным в своих силах, ловкости, нужен большой опыт, чтобы выписывать сложные элементы. И нельзя это делать необдуманно или на опасной, неподготовленной площадке.
А смелость проявляется в других ситуациях – когда, например, надо защитить себя или того, кто слабее тебя, от физической или, может, социальной угрозы. И здесь уже все зависит от характера человека. Но главное, надо помнить: смелый не тот, кто ничего не боится, а тот, кто может преодолеть этот страх.
НАША СПРАВКА
В какую спортшколу отдать ребенка
Обучение ребят основных возрастных групп проходит бесплатно. Частота тренировок на начальном этапе как правило – 3 раза в неделю.
Название спортивной школы |
Где находится |
Вид занятий |
С какого возраста принимают |
Детско-юношеская спортивная школа № 1 |
Центральный район |
спортивная гимнастика |
мальчики и девочки – |
ДЮСШ олимпийского резерва № 2 |
Центральный район |
баскетбол |
в основном девочки, но принимают и мальчиков – |
ДЮСШ олимпийского резерва № 3 |
Кировский район |
спортивная акробатика, эстетическая гимнастика, художественная гимнастика, волейбол |
бесплатные группы: девочки – |
СДЮСШОР № 4 |
Кировский район |
Художественная гимнастика |
Девочки |
ДЮСШ олимпийского резерва № 5 |
Красноармейский район |
легкая |
мальчики и девочки – с 9 лет (раньше нельзя по медицинским показаниям) |
ДЮСШ № 6 |
Красноармейский район |
спортивная гимнастика, спортивная акробатика, художественная гимнастика |
девочки – |
ДЮСШ олимпийского резерва № 7 |
Центральный район |
волейбол |
с 8-9 лет |
ДЮСШ олимпийского резерва № 8 |
Краснооктябрьский район |
прыжки в воду |
мальчики |
ДЮСШ олимпийского резерва № 9 |
Центральный район |
бокс, художественная гимнастика, эстетическая гимнастика |
гимнастика – |
ДЮСШ олимпийского резерва № 10 |
Дзержинский район |
легкая атлетика, спортивная акробатика, спортивная аэробика, греко-римская борьба |
Акробатика, аэробика – |
ДЮСШ олимпийского резерва |
Тракторозаводский район |
футбол |
С 4-5 лет |
ДЮСШ олимпийского резерва № 12 |
Ворошиловский район |
баскетбол, тхэквондо, киокусинкай |
Баскетбол – |
Юлия Казанджан