А если что - ОТКЛЮЧИМ ГАЗ!

7 сентября 2016

Уважаемая редакция! Прошу вас опубликовать вопиющую историю, произошедшую со мной недавно. 11 августа мне без какого-либо предупреждения отключили газ. Точнее, отрезали кусок трубы, ведущей в мою квартиру, и поставили заглушку. Обнаружила я это поздно вечером, по возвращении с работы. На следующий день дозвонилась газовикам, и мне сообщили о причине – отсутствие договора на техническое обслуживание газового оборудования. Оказывается, уведомлять потребителей о том, что такой документ он должен подписать, а также предупреждать его об отключении газа, закон, якобы, не обязывает! Старший мастер сказал мне примерно следующее: «Вы можете, конечно, кричать, ругаться, можете жаловаться, куда хотите, и сидеть без газа. А можете спокойно оплатить, и мы сразу восстановим трубу». А еще – что мне, вероятно, стучали в дверь перед тем, как отрезать трубу. И я сама виновата в том, что не присутствовала в квартире. Но я ведь не против заключить договор! И плачу за услуги исправно! Скажите, такое отношение к потребителям вообще законно?!

А. В. Лапонова, Волгоград.

Вот официальный ответ компании «Газпром межрегионгаз Волгоград»:

«Обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию газового оборудования – это обязанность каждого потребителя газа, установленная законом. Отсутствие договора ТО ВДГО / ВКГО является основанием для приостановления поставки газа.

Абонент Лапонова А. В. знала о необходимости заключить договор ТО ВКГО, ей неоднократно об этом напоминалось путем размещения информации в СМИ, на квитанциях и официальном сайте, однако все напоминания она проигнорировала и установленную законом обязанность по обеспечению безопасной эксплуатации газового оборудования не исполняла, создавая угрозу жизни и здоровью проживающих рядом с ней людей», – и далее все в таком же духе.

Никто не спорит – договоры на ТО ВДГО нужны! Более того, надо наказывать за их отсутствие! Но только тех, кто действительно уклоняется от своей обязанности. Здесь же кто-то заочно решил: А. В. Лапонова – злостный нарушитель. Правда, нигде в законе не прописана ее обязанность читать сайты и разглядывать надписи на квитанциях, выискивая среди рекламных объявлений заветное предупреждение о том, что нужно заключить договор.

Даже злостных должников, годами не вносящих плату за ЖКУ, и то принято предупреждать – хотя бы наклейкой объявления на дверь о предстоящих санкциях!

Но поставщики неумолимы:

– Отсутствие договора о техническом обслуживании, заключенного со специализированной организацией является для поставщика газа основанием для одностороннего приостановления газоснабжения, – любезно пояснила пресс-секретарь «Газпром газораспределение Волгоград» Екатерина Кириллова. – При этом следует отметить, что заключить договор на техобслуживание и провести его, если собственник планирует пользоваться газом дальше, придется, так как это обязательное условие подачи голубого топлива. Также потребителю нужно будет оплатить расходы компании на отключение от сети и, соответственно, подключение.

Так ведь наш несчастный абонент А. В. Лапонова – законопослушная гражданка, которая совсем не против и заключать, и платить. Знать бы только об этом заранее! И не получать неожиданного хамства в виде отрезанной трубы.

А пока понятно лишь следующее: 1) потребитель всегда виноват, 2) ему всегда нужно платить, 3) ежедневно читать квитанции и сайты – авось, что-то разъяснится. А если не разъяснится, то смотри п.1 и жди газовиков с заглушкой для трубы.

Кстати, любопытно, что отрезанному абоненту придется оплатить сначала собственное принудительное «отключение от сети», а потом – подключение к ней.

Да, может быть, закон в данном случае на стороне поставщиков. Но есть ведь еще и правоприменительная практика, и, наконец, здравый смысл (о совести скромно умолчим). И если следовать им, то отправка конверта абоненту, не желающему подписывать договор на ТО ВДГО (или просто не знающему обо всех новациях?), наверное, должна быть обязательным пунктом во взаимоотношениях поставщика-потребителя. Так сказать, правилом вежливого тона для компании, являющейся «национальным достоянием России». Мы ведь не так многого просим, правда?