50 волгоградцев переехали в православную деревню
Волгоградцы уединились в глуши Кировского района, чтобы создать общину. На территории бывшего детского лагеря они сажают огород, ухаживают за скотом и птицей и ежедневно славят Бога. Человеку извне кажется, что это какая-то параллельная реальность...
Сидят отдельно и кушают по звонку
Добраться до общины под названием «Отрада» без провожатого весьма сложно. После длинной дороги на маршрутке путь лежит узкими тропами через заброшенную воинскую часть и могучие дебри. Община расположилась практически на самой вершине горы. Мы находим деревню ближе к полудню и успеваем как раз к трапезе. Не успели опомниться, как нас уже ведут в дом и усаживают за стол. Общинники сразу начинают молитву, от которой по коже начинают бегать мурашки. Лишь через некоторое время осваиваемся и начинаем понимать, что к чему.
В трапезной сидят по отдельности братья, сестры и семьи. Трапезничать привыкли по звону колокольчика – первый звонко извещает о том, что пора приступить к первому, по второму звонку выносят второе и по третьему – десерт. Кормят вкусно и на выбор: окрошка двух видов, рыба, плов, салаты, блины и много сладостей для детей. В честь праздника Вознесения Господня обед сопровождался рассказами сестер и распеванием псалмов. Трапеза растянулась на полтора часа, но никто не вышел из-за стола.
– Мы всегда слушаем, пока группа выступающих не закончит, – тихо поясняет моя соседка за столом. – Так происходит каждый праздник, это называется духовное содержание. На праздник Троицы каждый будет готовить свое сообщение или выступление, с которым будет участвовать в трапезе. Если во время трапезы батюшка скажет свое слово, это будет большим счастьем для нас!
Отсутствием аппетита здесь никто не страдает: до полудня все жители уже успели изрядно поработать кто на огороде, кто в коровнике или в птичнике, а кто-то готовил обильный обед на всех. Ужин только в пять вечера, а до этого снова труды. Каждому общиннику назначается свое послушание (работа) по согласованию с батюшкой.
Работа в общине вылечила позвоночник
Сестра Надежда получила послушание ухаживать за птицами. Теперь у нее больше сотни пернатых друзей. За птичником она следит вместе с мужем Алексеем, который вслед за ней переехал из квартиры в Кировском районе в маленькую комнатку при птичьем дворе.
– В городе нам неуютно, а здесь нам все нравится! – улыбается Надежда Николаевна. – Вы оглядитесь вокруг: тишина, покой, благодать. И есть еще кое-что… Мой муж – военный пенсионер и инвалид. У него было три операции на позвоночнике, и он приходил сюда с палочкой. А сейчас делает все работы по дому и про костыли совсем забыл.
– Было такое! – подтверждает Алексей. – Приходил сюда, ставил костыль к стенке дома и шел работать. А как уезжать – без костыля снова не могу идти. Так и пришли к пониманию, что уезжать незачем.
Другая сестра – Людмила Мурзина – после трапезы идет в иконописную мастерскую. Здесь ее владения: кучи баночек с натуральной краской, длинные столы для учеников и уже готовые работы. Художница по образованию, здесь она нашла свое призвание. На одну икону у девушки уходит около двух недель, но каждый этап создания – для нее серьезное духовное испытание. Люда не только расписывает иконы на заказ, но и берет учеников, которых учит древнему способу иконописи.
Деревню построили на месте свалки и разрухи
Площадь поселения – почти шесть гектаров – 12 лет назад была полностью опустошена и разграблена. На этом месте располагался пионерский лагерь для детей работников завода им. Ермана. Лагерь со временем забросили, все, что могли растащить и выломать дачники и бомжи, они вытащили и разломали. Городская власть решила подарить эти земли Волгоградской епархии.
– В это место мы попали, когда искали место для устроения семейных поселений и православного училища, – говорит настоятель прихода отец Алексей (Гармаев). – Я объездил весь Волгоград, но лучше места так и не нашел. Сам я москвич и вел в столице педагогические курсы для православных, а сюда приехал по приглашению владыки Германа, чтобы руководить факультетом православной педагогики.
До этого община в уменьшенном варианте существовала при больнице № 24 Красноармейского района, но проводить там службы и занятия для православных было практически невозможно.
– Разруха и свалка – вот что мы увидели по приезду, – вспоминает Ольга Ярош, мой экскурсовод по поселению. – Я приехала сюда одной из первых по заданию отца Анатолия. За 12 лет поселение совершенно преобразилось. Мы отстроили его за счет пожертвований и собственных зарплат.
Раньше жили 200 человек, теперь 50
При заселении численность поселения насчитывала около двухсот человек: это были и студенты училища, и рабочие, и обычные жители. Ольга Ярош – одна из первых выпускниц училища. К Богу она пришла в 24 года, а до этого планировала стать модельером и подрабатывала барменом в ресторане-«шайбе» в речпорту.
– Некоторое время после выпуска я работала педагогом и редактором книг батюшки, а потом долгое время занималась светскими профессиями, – продолжает Ольга Анатольевна. – Отдалилась от общины, но потом снова вернулась. Сейчас живу на даче в пяти минутах ходьбы и прихожу сюда каждый день. Однако таких, как я, тут немного. Большинство выпускников отправились служить по другим приходам.
Сейчас училище и вовсе остановило свою работу – нет абитуриентов. Потому педагогам вроде Нади Павловой приходится заниматься совершенно другими делами. Девушка после окончания училища осталась жить в поселении. Помимо абитуриентов ей не хватает еще хорошего супруга. Павловой уже исполнилось 27 лет, но в поселение так и не пришел ее суженый. Однако сестры верят, что Надя обязательно встретит свою любовь именно здесь. В поселении постоянно живут около 50 человек, но на выходные православная деревня наполняется приезжими – горожане приходят к батюшке за советом, постоять на службе, помолиться.
Батюшка с семьей живет здесь уже 12 лет
Между нами постоянно бегают с гиканьем и смехом дети. «Тут живут целыми семьями», – поясняют мне мои провожатые. Самое многочисленное семейство у батюшки Сергея (Попова). Пятеро детей! Со своей матушкой отца Сергея связывает весьма романтическая история.
– Мы вместе учились в Царицынском православном университете, – вспоминает матушка Людмила. – Одновременно закончили учебу и вместе приняли решение остаться жить в поселении. Вскоре супруг стал военным священником при железнодорожных войсках, и в семье один за другим начали рождаться ребятишки. До четвертого класса дети были на домашнем обучении, но сейчас ездят в ближайшую школу.
В поселении Поповы живут уже около 12 лет.
– Сначала нас родственники не понимали, – признается матушка. – Это ведь выходит за рамки стереотипов. Многие боялись за наше материальное состояние, но сейчас видят, что все в порядке. Мы своими руками отстроили просторный дом и живем хорошо!
Летом заработает школа для семей
Разумеется, прокормить семью в общине сложно, поэтому некоторые отцы подрабатывают где-то еще. Один из общинников, например, устроился работать по сменам, а его жена печет для всей общины хлеб. Кто-то за свой труд получает деньги, а кто-то трудится Христа ради. Все это определяется в беседе с батюшкой, к нему приходят за советом по любому поводу.
У каждой семьи отдельный дом, а незамужние и холостые общинники живут в кельях. Летом количество семей в поселении резко увеличивается. Причина – открытие родительской школы в начале июля для всех желающих.
– Семьи приезжают на три недели пожить по православному укладу, поучаствовать в праздниках, поработать, – поясняет Ольга Ярош. – Батюшка Анатолий ведет уроки в родительской школе, где учит супругов ладить друг с другом и со своими детьми. Приезжают семьи из разных городов России и даже из Германии. Мы заселяем их в летние домики на склоне.
Мы выходим к этому склону, и душа буквально замирает. Шикарный вид на город, щекочущий ветер и залитые солнцем луга. Поселенцы говорят, что сюда часто приезжают экологи: в этих местах размножается уникальный вид бабочек.
– Все это раньше было имением генерала Никиты Афанасьевича Бекетова, отсюда и название – Бекетовка, – рассказывает Ольга. – Говорят, что генерал часто выходил осмотреть свои земли и выдыхал: «Отрада какая!» Оттуда и пошло название нашего поселения.
Хождение иконы и карточки «от Серафима Саровского»
Рядом с летними домами строится храм Николая Чудотворца. Стройку заложила одна из сестер, которой батюшка помог сохранить семью. В благодарность женщина пожертвовала на строительство. Строящийся храм станет уже четвертым на территории общины.
Самый первый храм носит имя Серафима Саровского и был переоборудован из бывшей клубной комнаты в лагере. Крохотное помещение с печкой едва вмещало в себя всех желающих, потому службы проходили сложно. Зато именно отсюда пошла забавная традиция поселенцев. Около иконы Серафима Саровского когда-то давно поставили коробку с изречениями святых отцов. Помолившись у иконы Серафима Саровского, общинники тянули себе карточку. Какой совет вытащишь, того правила весь день и придерживайся.
Совсем рядом стоит храм Иконы Божией Матери «Отрада и утешение» – здесь проходят все воскресные и праздничные службы. Богомольня выстроена из деревянных срубов, хотя изначально планировалось строительство из камня. Благословение строить только из дерева отец Анатолий получил на Афоне, там же ему преподнесли в подарок необычную икону. Многие иконы в этом храме написаны руками самих общинников. Разглядывая богатое убранство, замечаем дырку на иконостасе. Неужели украли икону?
– Икона «Отрада и утешение» совершает ежегодное паломничество по волгоградским семьям, – объясняет Ольга Ярош. – В свой праздник 3 февраля она вынимается и отправляется в дома к семьям общины и к тем, кто заранее записался. И живет по две недели в каждом доме от Красноармейского района до Спартановки. К концу ноября икона становится очень намоленной и возвращается на место. Такое хождение длится уже шесть лет.
«Тут я чувствую радость от жизни»
В поселении живут с оглядкой на монастырь. Батюшка старается служить по уставу: службы идут каждый день и подолгу, однако не каждый готов к такой жизни.
– Здесь даже ходят послушники в рясе, похожие на монахов, – кивает на проходящих в черном женщин Ольга. – Но они не монахи, они пока испытывают себя. Например, послушник Борис приехал сюда учиться, но загорелся монашеством и хочет принять постриг. Некоторые не выдерживают и уходят отсюда, прожив довольно долгое время. Одна сестра покинула общину, когда у нее тяжело заболела мать. Кто-то уходит жить в лучшие условия, а некоторые покидают общину из-за разногласий с батюшкой.
– Уходят, потому что здесь не получишь профессиональной реализации и богатства, – добавляет батюшка Анатолий. – Ехать сюда надо за другим. Сюда приезжают растить детей в православной среде, чтобы было не страшно отпустить их гулять, чтобы не было соблазнов вроде пивных ларьков. Тут некий оазис нравственной чистоты. Только оказалось, что этот оазис больше необходим взрослым, чем детям. Взрослые приходят, чтобы начать жить в согласии с душевными потребностями, и за тем, чтобы найти исправление в жизни. Либо себя самих, либо ситуации в семье, либо жизненной ситуации. Часто обращаются с разными нуждами: у кого сыновья пьют, а у кого-то плохой муж.
Ольга Анатольевна провожает нас до дороги и приглашает в гости. Я решаю спросить и ее, почему она здесь. Многие поселенцы отвечали неохотно и невнятно, потому вопрос я задаю без особой надежды.
– Я ощущаю себя здесь свободнее, – чуть поразмыслив, отвечает женщина – Несмотря на то что здесь строгий распорядок дня, здесь лучше, чем в городе. Прежняя жизнь меня выматывала, а здесь я более наполненная внутри. Тут я чувствую радость от жизни.