200 строк о великом: Солженицын – реинкарнация Достоевского

15 декабря 2015

11 декабря Александру Исаевичу Солженицыну исполнилось бы 97 лет.

 

 

Александр Солженицын, в отличие от других русских писателей, еще совсем недавно был с нами. Его нет всего семь лет. Биография Солженицына мала и скудна на факты, несмотря на то что его жизни посвящали тысячелистные талмуды. Солженицын был скрытный человек и говорил лишь о том, что его интересовало. До эмиграции в США он не упомянул, что сын белого офицера. Живя в Ростове-на-Дону, он окончил институт и преподавал математику детям в школе. В 1941 году был призван на фронт, прошел всю войну и лишь в 1945 году был арестован за письмо, в котором делился послевоенными планами. История его ареста описана в романе «Архипелаг ГУЛАГ», и вообще вся его лучшая проза автобиографична. После ареста он полтора года провел, работая в "шарашке". Советские власти грезили идеей прослушки. Они были уверены, что, считывая колебания стекла в комнате переговоров, можно расшифровать голосовую дорожку. Этим и занимался Солженицын. До сих пор непонятно, как из "шарашки" его перевели в лагерь. Он сам об этом не упоминал. Лагерь Новый Иерусалим под Москвой был по условиям чуть лучше ГУЛАГа, но по ужасу не отставал от каторжного брата. Здесь Солженицын провел восемь лет заточения. Здесь он и начал писать, правда, пока только стихи. Они не давали сойти с ума. Его технический склад ума помогал запоминать километры строк, свыше тысячи строф он вынес из лагеря. Но на этом его испытания не закончились. Когда вышел на работы, на поселении у него обнаруживают рак. Ему везет, в сельской больнице впервые применяют облучение больных, и он выздоравливает. У Солженицына-писателя удивительная черта – чем страшнее противника себе он выбирает, тем сильнее становится произведение. Когда он пишет о лагерях, получается грандиозная книга. Но когда он пишет о смерти в «Раковом корпусе» – это настоящее величие.
 

«Раковый корпус» – лучшее его произведение. Он любит героев сильных, несломленных «как-будто кость проглотили». Таков его главный герой Костоглотов. «Раковый корпус» – победа над депрессией. Когда пробираешься через мрак и ужас, кровь и смерть повествования и доходишь до конца, ждет очищение, 20 страниц счастья. Костоглотов, выйдя из больницы, должен вновь отправиться в лагерь. Но тут он понимает, что еще до войны мечтал побывать в зоопарке. Чудеснейшим образом в выжженной солнцем ташкентской пустыне работает зоопарк. Перед ним жалкие, заморенные голодом животные, но все они сохранили свои гордость и силу. Так стоит несломленный человек и рассматривает горделивых зверей. Это и есть настоящее торжество жизни!
 

Солженицын известен как автор самого большого романа в русской и мировой литературе. Его эпопея «Красная колесо», посвященная революции, написана в 10 томах. Исписав столько хроники, он так и не успел добраться до октября 1917 года, роман заканчивается апрелем 1917 года. Он начал писать его в 17 лет и писал всю жизнь. Критики не сходятся во мнениях – кто-то считает роман самым длинным литературным провалом, кто-то, наоборот, вершиной творчества. Я бы посоветовал прочесть всего одну главу «Ленин в Цюрихе». Это лучший образ Ленина во всей литературе, так ярко и обаятельно никто не сумел воссоздать вождя. При том что Солженицын его ненавидел.
 

Обладал Солженицын и даром великолепного памфлетиста. Даже самая суровая царевна Несмеяна зайдется от смеха при прочтении главы «Улыбка Будды» из романа «В круге первом». Гомерическое веселье охватывает читателя, когда он сталкивается с заключенными Бутырской тюрьмы, которых готовят к встрече с миссис Рузвельт, пожелавшей увидеть, как держат советских заключенных. Привыкших есть по-собачьи, прижав ноги к туловищу, арестантов из набедренных повязок переодевают в костюмы с галстуками и приглашают сесть за стол. Как они, изголодавшиеся, буквально всасывают с костями куриный бульон. И даже начинают писать мемуары с названиями «Как меня пытали» и «Мои лефортовские встречи». Это черный юмор, но высшей категории.
 

Нельзя не упомянуть и о мистической схожести Солженицына с Достоевским. Не только внешнее сходство их объединяет, но и творческая параллель. «Записки из мертвого дома» – это современный «Архипелаг ГУЛАГ». Оба писателя были обеспокоенны еврейским вопросом. Оба они начинали как либералы, а под конец жизни стали верными слугами системы. И Солженицын, и Достоевский сами навлекли на себя арест, тюрьма дала им огромное количество материала. Оба они уделяли огромное значение религии в мире. Хорошо эта связь прослеживается в рассказе «Один день Ивана Денисовича». В конечной сцене, где ведут диалог Иван Шухов и Алешка-сектант. Они обсуждают возможность веры, силу Бога. Это аллюзия на диалог других Ивана и Алеши, героев романа «Братья Карамазовы». Солженицын – будто реинкарнация Достоевского. Они оба преклонялись перед сильными людьми, не испытывающими страха.
 

Сам Солженицын был таким, до последнего он не покидал Россию. Даже не поехал за Нобелевской премией в 1971 году, условием выезда было невозвращение. Лишь после ареста в 1974 году и изгнания из страны как изменника он прочитал свою нобелевскую речь. Он всегда говорил, что вернется в Россию, только если напечатают «Архипелаг ГУЛАГ», он верил, что страна изменится после этого, верил в силу слова. В 1991 году он прилетел на самолете во Владивосток и на поезде проехал всю Россию, хотел посмотреть, как изменилась страна. Но ничего не изменилось, это повергло его в отчаяние. Оставшуюся жизнь он прожил в Москве в своей квартире на Тверской. До конца жизни он ждал изменений в стране, но так ничего и не увидел.

 

Алексей Пронин, сотрудник волгоградской городской библиотеки № 23.

DNG