20 волгоградских семей выбрали семейное образование

Фото автора
"Школьные годы чудесные" для кого-то так и остаются строчкой из песни. Жестокость одноклассников, равнодушие учителей, отсутствие индивидуального подхода: все это не создает, а уничтожает личность. Более 200 тыс. родителей по всей стране полностью поддерживают эти доводы, обучению в школе предпочитая семейный подход. Опытом воспитания в стенах родного дома делятся волгоградцы Ирина и Павел Кондрашины.
Из кровати за парту
– Учебный день начинается в девять утра. Я просыпаюсь, завтракаю и сажусь заниматься. Где-то через два часа – перерыв. Играю с Машей. А потом опять за учебу, и так весь день, – рассказывает шестиклассник Саша Кондрашин.
«А где же в это время родители?" – спрашиваю я. "А они мне уже не нужны. Мама с папой только в математике и русском языке на подхвате, а так мне самому интересно разбираться", – объясняет школьник.
Саше 12 лет. Активный, улыбчивый, готовый поддержать беседу. Стереотипы о том, что домашнее обучение только для слабых по здоровью детей, сразу отпадают.
– Люди часто путают домашнее обучение с семейным. Домашняя форма обучения оформляется по медпоказаниям, к ребенку чуть ли не каждый день ходят учителя. Семейное образование полностью на совести родителей. В школу ребенок ходит как на сессию, итоговая аттестация – каждую четверть, – рассказывает Павел Кондрашин.
20 семей на миллионный город
Семейное образование – ответственность, по признанию родителей, огромная. Таких отчаянных семей в Волгограде всего двадцать. "Поначалу нельзя пропускать ни один день, раз задержишься на работе – программа упущена. Но мы с женой фрилансеры, к тому же у нас дома постоянно бабушка с дедушкой. Процесс обучения не прекращается ни на минуту".
Вместе с Сашей в этой образовательный среде постоянно существует и пятилетняя Маша. Девочка, глядя, как брат сидит за книжками, в четыре года сама изъявила желание читать. И уже хвастается собственной библиотекой.
– Самый часто задаваемый нам вопрос: зачем вам это нужно? Школа на то и дана, чтобы воспитать человека. Я всегда в ответ спрашиваю: назовите, сколько учителей вы помните? Таких, чтобы реально вас направляли, заинтересовывали, помогали. Один-два, не больше. Все остальные навязывали свой предмет. Я не хочу, чтобы мой ребенок испытывал ненависть к знаниям. Пусть он сам выбирает, что ему интересно, а что нет, – продолжает Павел Кондрашин.
Учителя – против!
Удивительно, но самые ярые противники обучения детей родителями – учителя. "Все из-за лишней бумажной работы, – уверенно объясняет Ирина, в прошлом выпускница педуниверситета. – Им же приходится готовить аттестационные работы, оформлять документы на перевод ребенка домой, ежедневно отмечать в журнале, что он учится дома. Это их не устраивает. Хотя в уставе каждой школы отмечено, что родители и школьник вправе сами выбирать форму обучения".
По мению Кондрашиных, домашнее обучение позволяет оптимизировать процесс.
– Современная программа запутана, совершенно не систематизирована и сумбурна. Например, мы с Сашей программу начальной школы прошли за два года. В школе на это требуется четыре. У детей разные данные, но школа продолжает строить всех по образцу, не давая тем самым ребенку расти, думать, самостоятельно решать задачи. Мы за свободу творчества и мысли! – заявляет Ирина.
Дикостью – не пахнет!
Самый большой страх родителей, решившихся стать учителями своему ребенку, вопрос социализации. Вдруг малыш замкнется, не сможет найти друзей, станет одиночкой. Это не так! Детство у Саши никто не отбирает. "Он ничем не отличается от сверстников, катается на велосипеде, занимается плаванием и борьбой. У него есть друзья, но общению с ровесниками он больше предпочитает общество взрослых. Говорит, не интересно ему с ними, ничему не могут его научить. А так – обычный ребенок", – улыбается Ирина.
Саша полностью подтверждает слова мамы. К слову, он знает, с чем сравнивать домашнюю заботу. С сентября по ноябрь мальчик решился на эксперимент и посещал школу. "Мне было интересно, как там, на обратной стороне Луны, – объясняет школьник. – У нас в классе 28 человек, каждый шалит в свое удовольствие, полный хаос. Мне с мамой дома спокойнее".
Как к равному!
– Главный секрет – относиться к ребенку как к равному участнику образовательного процесса, – говорит Ирина. – Мы всегда спрашиваем его мнение, интересуемся, что ему интересно, а что нет.
Родители убеждены, взращенные в таких условиях дети никогда не будут ломать голову при выборе профессии. Если ребенок сам решает, чем заниматься, то сам придет и к решению, с чем связать жизнь. Младшую, Машу, тоже решено оставить дома. Помогут ей в освоении науки не только родители, но и старший брат. Не зря же Саша круглый отличник!
Наша справка
Как оформить семейное образование?
Написать заявление на имя директора школы. В нем следует выразить желание обеих сторон (родителей и ребенка) на домашнее обучение. При согласовании через две недели приходит договор и расписание аттестаций.