«Снег на голову» оказался проверкой для жителей и властей
Первый снег оказался таким обильным, что круто поменял весь жизненный уклад волгоградцев. Школьникам выпала пара дополнительных выходных. У родителей появилось время подумать о жизни, пока транспорт простаивал в пробках. А на плечи городских чиновников осадки легли тяжким бременем. Как Волгоград пережил буйство стихии – в нашем материале.
Неожиданный коллапс
Снегопад начался 10 декабря. Первую радость вскоре сменило чувство тревоги: хлопья все летели, а уборочной техники на дорогах не наблюдалось.
– Снег – это, конечно, хорошо, это позитив, но есть и другая сторона медали, – говорит председатель МРОО «Движение автомобилистов» Армен Оганесян. – Это пробки на дорогах, столпотворение, слякоть и большое количество ДТП. Это праздник для «жестянщиков».
К обеду сомнений не оставалось: в городе – транспортный коллапс. Самыми сложными участками в городе стали мост через ВДСК, подъем по проспекту Университетский в районе СХИ, пересечение Третьей продольной магистрали с улицей имени Неждановой, пересечение улиц Череповецкая и Елецкая, улица Шурухина. В городе ограничили движение грузового транспорта. Но уже к тому моменту множество проездов было перекрыто беспомощно вставшими на «аварийку» большегрузами. Для полноты картины следует добавить участившиеся в разы ДТП.
11 декабря с самого утра движение в областном центре было практически парализовано. На работу и с работы автолюбители добирались по несколько часов, даже если для этого надо было проехать всего лишь в соседний район. Трамваи и троллейбусы сбились с графиков. Вскоре одна за другой встали в многокилометровых пробках все федеральные магистрали.
В связи с рекордной нормой осадков, метелями и снежными заносами постановлением губернатора на территории Волгоградской области был введен режим чрезвычайной ситуации. Это позволило привлечь к расчистке технику, имеющуюся в распоряжении частных структур. В областном центре за дело берутся бронетранспортеры, автомобили повышенной проходимости «Тигр», а также полицейские внедорожники спецподразделений ОМОНа и «СОБР-Вектор».
– Первоочередная задача для мэрии – расчистить все продольные магистрали в городе, чтобы нормализовать движение. Финансовую помощь для организации работы дополнительных единиц спецтехники областное правительство обеспечит, – подчеркнул Сергей Боженов.
Спасали беременных, детей и племенных лошадей
Специалисты не спешат называть прошедший снегопад аномальным. Но при этом отмечают, что такое количество «снега на голову» выпадает довольно редко.
– Есть понятие опасного метеорологического явления, когда природное явление своей интенсивностью, продолжительностью и временем возникновения представляет угрозу безопасности людей, – комментирует Татьяна Арбузова, начальник отдела гидрометеорологического обеспечения Волгоградского гидрометцентра. – Именно такую ситуацию можно было зафиксировать на территории нашего региона.
«Угроза безопасности», действительно, имела место. На вторые сутки стихии поступил тревожный сигнал из поселка Заречный Тракторозаводского района. Годовалый ребенок нуждался во врачебной помощи, но из-за снежных заносов «скорая» не могла пробиться к дому больного малыша. На выручку пришел экипаж снегоболотохода «Бобр» в составе спасателей и фельдшера. На тот момент они патрулировали трассу "Волгоград – Саратов – Сызрань" и ближе всего находились к Заречному.
– Ко времени прибытия мальчик находился в очень плохом состоянии, – рассказала фельдшер Виктория Смугленко. – У него был очень сильный жар, температура тела достигла 40 градусов, нельзя было медлить ни секунды.
Экипаж связался с ближайшей пожарной частью, откуда спасатели вызвали «скорую помощь». Когда снегоболотоход прибыл в часть с ребенком и родителями, там их уже поджидала «скорая». Малыш был спасен.
Экстренная помощь понадобилась также беременной женщине: вместе с двухлетним сыном и мужем они замерзали в пробке на ростовской трассе. Услышав по радио номер телефона горячей линии МЧС, супруги решили обратиться за помощью. Неизвестно, чем могло обернуться промедление. Женщину и ребенка эвакуировали на пожарной машине и доставили в пункт временного размещения в Чернышки. Там молодую маму и мальчишку обеспечили горячим питанием. Отдельное спасибо местным жителям, которые предложили мамочке разместиться у них дома, пока погодные условия не позволят продолжить путь.
В самом Волгограде в снежном плену оказались… 29 племенных лошадей. Животных везли из Адыгеи в Казахстан, но из-за непогоды машина застряла на Самарском разъезде. Бойцы муниципальной службы спасения закупили для лошадей 100 килограммов сена: на сытый желудок животным было проще перенести все невзгоды.
Человек человеку – брат
Вообще борьба со стихией стала тестом на человечность для всего населения региона. И можно сказать, что этот тест волгоградцы прошли достойно. Тут и там водители останавливались, чтобы помочь другим автолюбителям выбраться из заноса, делились лопатами, спрос на которые в магазинах вырос в разы. Не раз можно было видеть, как машины подбирали на остановках совершенно незнакомых людей, кому оказывалось по пути. А наиболее активные так и вовсе организовывали отряды взаимопомощи.
– Почти 20 человек и 8 внедорожников – вот примерный состав наших активистов, – рассказывает общественный деятель Алексей Ульянов. – Я видел на трассах, что были и другие ребята, другие отряды. Тысячи водителей оказались в многокилометровых пробках, особенно на Третьей продольной магистрали. Иногородние большегрузы простояли там почти трое суток. И у них не было никакой возможности добраться до магазина: бросить КАМАЗ с грузом на несколько миллионов водитель надолго не может. Мы подъезжали к каждому, раздавали еду и горячий чай. Когда было необходимо, то возили дальнобойщиков до ближайших магазинов. К третьему дню многих мы уже знали по именам и созванивались с ними по телефонам.
– Горячая еда, картошка с мясом, чай. Я 30 лет за рулем, а вот такое только по телевизору видел, – рассказывает водитель-дальнобойщик Александр. – В Питере стоял на морозе, на Севере неделями стояли. Но чтобы так кто-то привез необходимые продукты прямо к машине, да еще каждый день, мы такого не видели. Просто спасибо всем, кто отозвался.
Губернатор: «Это серьезный экзамен для городской власти»
Сегодня по всем федеральным, областным и межмуниципальным трассам на территории региона, движение транспорта восстановлено. По данным регионального минтранса, проезжую часть в области расчищают 78 единиц спецтехники, в том числе, 33 – тяжелой. Областной оперативный штаб, созданный 10-го декабря по распоряжению губернатора Сергея Боженова, несмотря на отмену режима ЧС, продолжает работать в круглосуточном режиме.
Глава Волгограда Ирина Гусева принесла извинения жителям областного центра за транспортный коллапс. «В период подготовки к зиме мы слышали немало рапортов от руководителей структур, но снегопад показал беспомощность городских служб, – отметила мэр. – Нам необходимо переформатировать отношение к людям и всегда помнить о своих обязательствах перед гражданами».
Вскоре последовали кадровые решения: в связи с неудовлетворительной организацией работы по устранению последствий снегопада уволен первый заместитель главы администрации Волгограда Алексей Кореньков. Заместителю главы администрации Волгограда Алексею Конотопкину, курирующему сферу ЖКХ и городского хозяйства, объявлен выговор. Лишились своих должностей глава администрации Центрального района Игорь Романов и глава администрации Тракторозаводского района Юрий Пеньков.
- Сильнейший снегопад стал первым серьезным испытанием для новой городской власти, - сказал губернатор Сергей Боженов. - Областное правительство всегда готово оказывать необходимую помощь Волгограду.
По словам Сергея Боженова, эта чрезвычайная ситуация показала необходимость принятия ряда первоочередных мер для городской власти.
1. Предусмотреть покупку уборочных машин. Профильным городским ведомствам уже поручено в ближайшие недели подготовить предложения по приобретению дорожных машин и организовать закупку спецтехники в лизинг.
2. Разработать четкий план действий на случай подобных ЧС. Нужно сформировать дежурные бригады, определить маршруты для техники. Также необходимо заранее заключить договоры с частными компаниями о привлечении дополнительной техники.
3. Создать единую диспетчерскую службу, которая координировала бы работу дорожников.
Александр Богатырев.