«Родина-мать» – наше всё?

Ежегодно Волгоградскую область посещают более 900 тыс. туристов и привлекает их в первую очередь военное прошлое Сталинграда. Однако кроме патриотического туризма регион может предложить еще более 200 экскурсионных маршрутов! Чем мы можем удивить туристов и как мотивировать волгоградцев путешествовать по родному краю, «Вечерке» рассказал заместитель директора «Агентства развития туризма» Михаил Киреев.
Периферийная красота
– Сейчас посещение Волгограда для многих туристов связано с экскурсией по Мамаеву кургану. Занимает такая прогулка не более двух часов. А что дальше? Как будем удерживать и заманивать туриста? Есть ли какие-то планы конкретно на чемпионат мира по футболу 2018 года?
– Говорить о конкретике мы сможем только после жеребьевки команд, которая состоится в декабре. Тогда мы узнаем, какие страны приедут в Волгоград, и уже будем понимать, кого ждать, как формировать для них программу. Сейчас мы готовим универсальные маршруты для всех туристов, без разделения на нации и возраст. Помимо обкатки основных, традиционных маршрутов, мы развиваем и муниципальный туризм. Эти направления позволят задержать туриста в области, а это для нас самое главное. В 2015 году дали старт одному из первых таких направлений – отправляем группы в Светлоярский район по маршруту «Дорога мировых религий». Это не религиозное паломничество, а просветительское. В 2016 году организовали автобусный маршрут в Калачевский район, в поселок Пятиморск.
– С какой целью?
– Наша задача – рассказать историю страны не по учебнику. Гостям очень нравится посещение парка советских монументов, а также музея истории Волго-Донского канала. В этом году запустили еще один маршрут в Дубовский район по купеческой истории нашего региона. Мало кто знает, но если бы история повернулась чуть иначе, столицей области могла бы стать Дубовка. Там кипела жизнь не меньше чем в Царицыне. В Ольховском районе мы сейчас развиваем казачью тему, уже отправляем группы по маршруту «Как за Доном казаки гуляют…». Занимают такие экскурсии 6–7 часов и кроме развлекательной программы там всегда угощают местной кухней. Это всегда запоминается. В общем, сейчас наша основная задача – развить интерес к районам области и пригородам регионального центра.
– Как эти направления будут продаваться? Например, на Черном море мы видим много баннеров с экскурсиями, там это у всех на виду, очень удобно.
– Высокий туристический поток будет держаться в течение месяца, то есть во время проведения чемпионата. Предварительно до этого мы соберем всех региональных туроператоров и составим график экскурсий, которые будут предлагать в отелях, гостиницах. Именно их работники будут сообщать, в какой день и куда поедет экскурсионный автобус. Мы, конечно, ориентированы на семейного туриста, с ними работать проще, у них выше заработок, они любознательны. Но и для индивидуальных туристов-болельщиков у нас тоже найдутся развлечения. Например, недавно вы запустили гастрономический маршрут «Вкусный город», который знакомит с национальными кухнями Волгограда. Отпечатали специальный путеводитель с картой, где указаны не только рестораны и пабы, но и основные достопримечательности. Не стоит забывать и про такие уникальные программы, как прогулка на трамвае по Царицынским местам, а также пешие прогулки по городу с подъемом на Пожарную каланчу.
Царский выбор
– В обзорные экскурсии по городу входит посещение музея-заповедника «Старая Сарепта»?
– «Старая Сарепта» сама по себе интересна, без каких-либо экскурсий. У нас есть обзорный маршрут с посещением Южных районов города, и если планировать путешествие заранее, музей-заповедник может организовать банкет из продуктов местного производства, а также вечер органной музыки. Не стоит забывать и про экскурсии по подземельям. У этого музея очень обширная программа.
– Но многие ли местные жители знают об этом?
– Большего ажиотажа, честно говоря, нет. Волгоградцы в основном люди занятые и в вопросах внутреннего туризма пассивные. Хотя нам есть чем удивить как приезжих, так и своих. Взять хотя бы семь природных парков – они готовы предоставить 60 экологических маршрутов и туристических троп. Сплавы по рекам, восхождения, пешие походы – что угодно! Нужно лишь желание собраться и поехать по родным местам в отпуск или на выходные. А ведь у нас есть и такое интересное направление, как промышленный туризм. Возим школьников на предприятия, помогаем в дальнейшем профориентировании. Турагентства организуют водные путешествия по Волге продолжительностью несколько дней с остановкой в зеленых зонах. Кроме того, мы самый северный регион по производству вина и сейчас думаем, как составить маршрут с посещением наших виноградников. Многие из них выращивают очень редкие сорта винограда.
– Во многих туристических центрах большой популярностью пользуется велотуризм. У нас как-то прорабатывается это направление?
– Вместе с представителями велосипедных товариществ мы не первый год разрабатываем удобный туристический маршрут. Проблема в том, что все велодорожки пролегают в местах, где туристу нечего показать. Мы нацелены развивать это направление и надеемся, что общими силами создадим удобный маршрут.
Экскурсовод – он артист
– Изменения маршрутов повлияло на подготовку экскурсоводов?
– Экскурсовод профессия очень сложная и творческая, он постоянно должен меняться и подстраиваться под современные реалии. Средний возраст наших экскурсоводов – 40 лет. Все они люди с опытом и образованием, постоянно изучают новые документы, работают с первоисточником. Они как артисты – ежедневно растут над собой, но подход к повествованию не меняют. На Мамаевом кургане нет места веселому рассказу, поскольку здесь место силы, наполненное скорбью – как 30 лет назад, так и сейчас. Сюда люди приходят поклониться защитником Отечества, было бы глупо как-то куражиться здесь. Каждого из наших экскурсоводов мы учим уважать историю – это не меняется годами.
– Какие туристы к нам приезжают чаще всего?
– Основной туристический поток у нас составляют школьные группы, которые приезжают со всей страны. Учителя истории считают своей обязанностью показать детям места боевой славы России, и наш город в этом плане всегда был на первых местах. Много туристических групп из Германии и Италии. Если брать индивидуальных путешественников, то они приезжают со всего мира. Сейчас мы особое внимание уделяем «Красному маршруту» – так мы условно называем советскую историю нашего города. Китайцы обожают коммунистическое прошлое, им очень интересен город с названием «Сталинград», самый большой в мире памятник Ленину, военные музеи. Пару лет назад специально для них был открыт китайский ресторан с аутентичной кухней. Поэтому «Родина-мать» как символ военного и коммунистического прошлого Волгограда по-прежнему «наше всё»! Уверен, что чемпионат мира по футболу даст нам возможность еще больше открыть миру наш город!
Туристско-информационный центр Волгоградской области
ул. Гагарина, 12 (рядом с Планетарием)
телефон (8442) 52-98-93.
Маргарита Бабанова