Куда жаловаться на бессовестную рекламу?

23 декабря 2018

? Я «клюнула» на рекламу в одном из гипермаркетов города: красная икра по 169 рублей за баночку. Последние два месяца с трудом передвигаюсь, в основном лежу, но тут решила: раз уж такая скидка, надо и мне купить, побаловать себя на Новый год красной икрой. Мне помогли подняться, вызвала такси. Приехала, а оказалось, что 169 рублей стоит одиннадцатая баночка икры, при условии что первые десять ты купишь за 290 рублей. У меня прям руки опустились. Ну нельзя же так дурить людей, так бессовестно к ним относиться! Это же некрасиво, неэтично!

Евгения Петровна.

Евгения Петровна, вы затронули важный вопрос! При засилье рекламы следует напомнить, что есть не только рамки приличия, но и управа на недобросовестных предпринимателей.

Важны нюансы

– Рекламную деятельность на территории России регулирует специальный закон «О рекламе» (от 13.03.2006 № 38‑ФЗ), – комментирует Наталья Гребенникова, ведущий юрисконсульт Госюрбюро Волгоградской области. – Так, в частности, не допускается, чтобы в рекламе отсутствовала часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования. Закон запрещает искажать смысл информации и вводить в заблуждение потребителей. В случае нарушения этого требования реклама признается недостоверной.

– Однако информация о первых десяти баночках икры по обычной цене могла быть написана мелким шрифтом на баннере, ее могло быть плохо видно. А это уже меняет суть вопроса, – говорит Ирина Никуйко, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Волгоградской области. – Вообще, судить о той или иной рекламе можно, только видя (или слыша) ее в оригинале. Поскольку в тексте и составляющих (цветовой или музыкальный фон, иллюстрации, знаки, символы) может содержаться множество дополнительных деталей.

Определить значение всех нюансов и законность рекламы и призваны специалисты антимонопольной службы.

– В первую очередь в основу оценки ложатся требования федерального закона. Однако нередко возникают спорные ситуации, когда сложно с  уверенностью сказать, нарушается ли в данном случае закон или нет, – говорит Ирина Никуйко. – В таком случае мы обращаемся за помощью к экспертному совету, созданному при нашем ведомстве, состоящему из 15 человек разных профессий. В отдельных ситуациях, когда у наших специалистов возникают вопросы по тексту рекламы, обращаемся к лингвистам.

Что запрещает рекламодателям закон?

В частности, реклама не должна побуждать к преступным действиям, насилию, не должна формировать негативное отношение к тем, кто не пользуется рекламируемым товаром, и конечно же не должна содержать порнографического контента. Кроме того, закон запрещает использовать в рекламе иностранные слова или выражения, искажающие смысл информации, и любые другие искажения важной информации, ее замалчивание.

– В законе прописано огромное количество требований к различного рода товарам, при нарушении которых реклама может оказаться неэтичной, недостоверной, недобросовестной. Причем эти нарушения могут быть не явными: противозаконный смысл может скрываться, например, за многоточием в тексте. И неважно, намеренно ли рекламодатель ввел в заблуждение потребителей, умышленно ли спровоцировал на противозаконные действия и желания.

Какая реклама считается недостоверной?

Недостоверной по закону признается реклама, которая содержит сведения, не соответствующие действительности: о любых характеристиках товара, его цене, условиях реализации, комплектации, гарантийных обязательствах изготовителя, об официальном или общественном признании, о результатах исследований и испытаний, о правилах и сроках проведения конкурса, игры или иного подобного мероприятия, заявленного при продаже товара, об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

К слову, наряду с недостоверной нередко приходится сталкиваться с недобросовестной рекламой. Это реклама, в которой рекламируемый товар некорректно сравнивается с ему подобными, или реклама, которая порочит чью‑либо (в том числе конкурента) честь, достоинство, деловую репутацию лица. Сюда же относятся случаи подмены товарного знака (тождественного или сходного с рекламируемым).

Как с этим бороться?

Если вас, уважаемые читатели, возмущает какая‑либо реклама, если вы считаете, что она явно дурит людей или же является просто неприличной, вы имеете право написать на рекламодателя жалобу в антимонопольную службу.

– Мы оцениваем рекламу с точки зрения потребителя, не обманывает ли она ожиданий, не ущемляет ли чьи‑либо права. Более того, в последние годы мы работаем в основном именно по заявлениям граждан, а не по собственному усмотрению. Поскольку у самих уже, бывает, взгляд «замыливается», – объясняет Ирина Никуйко. – А жалоба потребителя сразу же отчетливо сигнализирует, какое именно нарушение содержится в рекламе, чем она возмутила или ввела в заблуждение.

По обращению граждан в антимонопольной службе проводится рассмотрение дела и принимается решение: либо выдать рекламодателю предписание, либо оштрафовать его. Обращение, конечно, предполагается письменное. Можно и на сайт организации, можно и почтой по адресу: ул. 7‑й Гвардейской дивизии, 12. В идеале к обращению следует приложить фото или аудио-, видеозапись рекламной листовки (ролика).

Юлия Казанджан. Фото Сергея  Григоренко