«Красный Октябрь» и Волжский трубный: что общего у промышленных гигантов

2 июля 2020

История металлургических заводов глазами бывшего директора ВТЗ Владимира Зимовца.

 

Уважаемая редакция! Я всю жизнь проработал на заводе «Красный Октябрь», с большим интересом слежу за публикациями о промышленности, ведь наш регион всегда славился промышленными предприятиями. В этом году, например, исполнилось полвека Волжскому трубному заводу. С удовольствием прочел в одном из недавних номеров материал про цех эмалированной посуды, существовавший некогда на «Красном». Но история предприятия гораздо богаче – война, послевоенное время с рекордными достижениями. Большая просьба – расскажите об этом подробнее!

Виктор Сергеевич Назаров, Волгоград

 

Уважаемый Виктор Сергеевич! Большое спасибо за вопрос. Мы с удовольствием полистаем страницы славной истории «Красного Октября». А поможет нам в этом человек, имя которого вам, как ветерану металлургического производства, наверняка хорошо известно – заслуженный металлург, почетный житель Волжского и Волгоградской области Владимир Зимовец. Долгое время он руководил упомянутым вами Волжским трубным заводом, но именно «Красный Октябрь» является для него примером стойкости, к тому же история двух предприятий неразрывно связана. Но об этом Владимир Григорьевич расскажет сам.

 

Кровные «стальные» узы

– Мало кто знает – время стерло многое, – что Волжский трубный завод тесно связан с волгоградским заводом «Красный Октябрь». Во-первых, самый крупный объект ВТЗ – это производство труб для подшипниковой промышленности, авиационного и в целом машиностроительного комплекса. Его строительство первоначально планировалось на территории «Красного Октября». Но планы не осуществились из‑за двух обстоятельств. Территория «Красного Октября» очень стеснена, завод прижат к Волге городом. Кроме того, и специалисты завода это сами доказали, предприятие, одно из немногих выпускающее специальные стали, и без того уникально, так что нецелесообразно размещать на его территории еще один масштабный производственный комплекс. Поэтому для него выбрали площадку на левом берегу Волги, в городе Волжском – очень удачно, кстати. Здесь же решено было реализовать и другие проекты по трубной промышленности – производство труб большого диаметра (из‑за эмбарго, которое Германия наложила на их поставку в СССР) и производство труб для атомной промышленности. Таким образом родился Волжский трубный завод.

 

Первым его директором был Ласенко Виктор Иванович – в прошлом яркий представитель руководящего звена «Красного Октября». С ним пришло много специалистов, с которых и начался Волжский трубный. Завод был очень грамотно и удачно спроектирован – в этом несомненная заслуга Виктора Ивановича. Еще при нашей первой встрече он подсказал много полезного мне, как новому человеку в городе и области. Особая его тревога была связана с тем, что без собственной стали Волжский трубный со временем станет проблемным заводом: «Я пытался доказать, что без металлургического комплекса не обойтись, предлагал литейный корпус перепрофилировать под выпуск стали, но меня не поддержали», – с горечью говорил тогда он.

 

Когда я принял Волжский трубный завод, начались проблемы, о которых предупреждал Виктор Иванович. И мне все‑таки разрешили перепрофилировать литейный корпус… А некоторое время спустя в Политбюро ЦК КПСС и вовсе было принято судьбоносное решение о строительстве на площадке Волжского трубного завода суперсовременного электросталеплавильного комплекса. Многие возражали, и не без оснований: строительные мощности Волгоградской области и без того перегружены, она может захлебнуться в грандиозных стройках. Но мой коллега Орджоникидзе Нодари Шалвович, директор «Красного Октября», сказал тогда: «Трудно. Да. Но это завод будущего, завод XXI века, он будет кормить область, а город Волжский получит второе дыхание!» Время показало, что он был прав.

С Нодари Шалвовичем я был тесно связан, поскольку тесно были связаны наши заводы. Он выпускник Московского института стали и сплавов, в конце 50‑х годов приехал в Волгоград и всю жизнь проработал на «Красном Октябре». Мы познакомились, когда он еще не был директором. Это очень интеллигентный человек широкого кругозора, блестящий специалист. Я всегда поражался его мудрости, интеллекту, благородству. Его профессиональное участие и советы очень помогали мне. Нас связывали не только производственные интересы, но и дружба, хотя и по возрасту, и по характеру мы очень разные. Но мы оба любили сталинградскую землю, ее традиции и культуру. Оба принимали активное участие в политической и общественной жизни, и главное – всегда ставили интересы области, Отечества выше прочих других. Вместе мы были удостоены чести стать делегатами XXVII Съезда КПСС. В то время это означало если не награду, то признание.

 

В советское время руководство страны уделяло «Красному Октябрю» много внимания. В период директорства Нодари Орджоникидзе (1984‑1996 гг.) была разработана уникальная программа по реконструкции и модернизации этого одного из старейших в регионе предприятий, прошедшего через Гражданскую и Великую Отечественную войны. Все новейшие достижения, в первую очередь в области экологии, были заложены в этот проект. Выделялись огромные деньги не только на техническое перевооружение цехов, но и на берегоукрепление и очистку дымовых газов. Я не помню ни одного совещания, где бы поднимался вопрос о нехватке чего‑либо – все условия были созданы. И Нодари Шалвович, пообещавший некогда снять с повестки дня экологическую проблему, честно и планомерно выполнял свое обещание. Если бы не нагрянувший перестроечный период с его приватизацией, который отбросил завод на много лет назад! Про реконструкцию забыли. А ведь реализация такого проекта, как модернизация сталеплавильного производства с внедрением непрерывной выплавки и передовых процессов прокатного производства, да еще и на действующем заводе без остановки предприятия, – это очень сложная задача.

 

В период моего руководства на Волжский трубный завод с «Красного Октября» пришла целая группа очень грамотных людей. Начальником электросталеплавильного комплекса был приглашен Александр Исайкин, заместителем начальника сталеплавильного цеха – Владимир Данилин. Прекрасно работали Владимир Ананян – очень крупный специалист по прокатному производству, Алексей Климов – начальник цеха, самостоятельного предприятия.

 

Ну и, конечно, Валентин Тазетдинов, в свое время я принимал его в лабораторию для реализации плана производства нержавеющих труб в сталеплавильном цехе. А сейчас он звезда первой величины в трубной отрасли, директор крупного производства на Урале. Так что «Красный Октябрь» вложил в Волжский трубный завод очень многое, прежде всего трудовой дух, хорошую дисциплину и организованность.

 

Позже на ВТЗ приезжали специалисты с разных заводов Урала и Украины, но, на мой взгляд, основу всему заложили краснооктябрьцы.

Завод-солдат

К началу Великой Отечественной войны металлургия страны была в основном сосредоточена на Украине. Развивалась, конечно, на Урале, в Кузбассе. Но самым крупным заводом по выпуску специальных сталей считался «Красный Октябрь». А во время эвакуации металлургических предприятий с Украины, пока они обживались на новых местах и не работали в полную силу, практически вся нагрузка по выплавке для фронта броневой стали легла на сталинградский завод. К счастью, к тому времени на предприятии сложился высококвалифицированный коллектив, от рабочих до руководства. Конечно, завод работал очень напряженно – сталевары плавили сталь буквально с оружием в руках, а после смены шли в ополчение. Продолжалось это до последнего: только 23 августа 1942 г., в трагический день массированной бомбардировки города, завод был остановлен.

 

В 70‑80‑е годы Волгоград посещало огромное количество туристов, многие из них приезжали и на Волжский трубный завод. Среди них участники Сталинградской битвы, очевидцы боев непосредственно на территории «Красного Октября». То, что они рассказывали во время наших встреч, невозможно забыть. Бои шли за каждый цех, за каждый лестничный пролет. Первоначально превосходящего по численности противника здесь отражала 193‑я стрелковая дивизия под командованием генерала Ф. Н. Смехотворова. Позже на смену ей, совершенно обескровленной, пришла 39‑я гвардейская стрелковая дивизия под командованием генерала С. С. Гурьева. Я встречался с бывшим командиром из 39‑й гвардейской стрелковой дивизии, он вспоминал, что в полку оставалось в живых по 30‑40 человек – таким ожесточенным было противостояние! Недаром в свое время немецкий генерал фон Шверин говорил про мартеновский цех завода: «Если мы возьмем цех № 4, то битва за Сталинград – уже в прошлом».

 

«Красный Октябрь» был освобожден 39‑й и 45‑й гвардейскими дивизиями 10 января 1943 года. Но, несмотря на это, вплоть до 2 февраля, когда фельдмаршал Паулюс сдался в плен, бои на заводе не прекращались. И нельзя не восхищаться тем, что всего через пять месяцев в мартеновском цехе снова начали выпускать сталь.

 

Мне как человеку, построившему несколько металлургических заводов, сложно представить, что в такой короткий срок возможно восстановить производство. Причем не на ровной строительной площадке, а на изрытой снарядами и бомбами, искореженной Сталинградской земле!

 

60 лет я проработал в металлургии, сначала на Урале – на крупнейшем, очень авторитетном Челябинском трубопрокатном заводе, потом на Волжском трубном заводе. Но для меня именно «Красный Октябрь» – символ стойкости, новаторства, трудолюбия. Если бы не он, у страны было бы на порядок больше проблем и в начале войны.

 

Часто приходится слышать, что Советский Союз совершенно не был подготовлен к войне с Германией. Но если посмотреть объективно, была проведена огромная подготовительная работа. Ведь подготовка к войне – это не только количество винтовок, танков и самолетов, это еще и огромный промышленный потенциал. Так вот, «Красный Октябрь» – образец в этом смысле. Во-первых, были подготовлены кадры, во‑вторых, – высококвалифицированные специалисты-управленцы, особенно технические руководители, в‑третьих, на достойном уровне находилась материально-техническая база. В энциклопедии подробно описано: «Красный Октябрь» очень оперативно начал выпускать наши знаменитые «катюши», помимо еще целого ряда военного оборудования. Это было бы невозможно, если бы завод не был к этому готов. Если бы не были подготовлены производственные площадки, энергоносители, рабочие, руководители среднего звена.

 

Статистика говорит о том, что более 2500 промышленных предприятий были эвакуированы с Юга страны на Урал и в Сибирь, а с ними 11 млн специалистов! Например, мой родной Челябинский трубопрокатный завод был эвакуирован из Мариуполя. Но его же не просто привезли и вывалили оборудование на снег – была подготовлена площадка, на которой и развернулось строительство. Что позволило в кратчайший срок – пусть без крыши, в мороз, на Урале – запустить стан, единственный, который делал толстостенные трубы большого диаметра.

 

Поэтому, думаю, надо отойти от крайних точек зрения на этот вопрос. Не без недочетов, но страна все‑таки серьезно готовилась к отражению вражеского нашествия. И «Красный Октябрь» – наглядный тому пример. В этой связи я бы очень рекомендовал, особенно молодому поколению, в частности будущим руководителям, побывать в музее завода, чтобы ощутить дух того времени.

 

Завод-патриот

«Красный Октябрь» на протяжении всей своей истории был и оставался настоящим патриотом, укрепляющим обороноспособность страны. Так, в 70‑е годы на заводе был создан крупнейший в мире комплекс электрошлакового переплава, позволивший выпускать металл, особо чистый по неметаллическим включениям, – такой необходимый для атомной промышленности, радиоэлектроники, ракетной и космической техники.

 

Не могу не сказать еще об одном проекте. Когда я работал на Урале, мне выпала честь делать лонжероны лопастей для сверхтяжелого вертолета МИ-26. Так вот, сталь для этих лонжеронов мог производить только «Красный Октябрь». Американцы пытались создать подобный вертолет, но у них не было лопастей, потому что они не смогли подобрать сталь. А «Красный Октябрь» эту задачу решил. На Урале было создано производство лонжеронов из волгоградской стали, и Ростовский вертолетный завод выпустил уже около двухсот машин – это самые мощные вертолеты в мире.

 

Значительным достижением «Красного Октября» является производство в сотрудничестве с научно-исследовательскими институтами страны новейшей броневой стали, которая сегодня используется для выпуска современной бронетанковой техники «Армата».

 

Завод-труженик. Возрождение легенды

За судьбой «Красного Октября» я постоянно слежу, радуюсь его успехам и всегда принимаю очень близко к сердцу неудачи. Но сейчас с воодушевлением вижу, что с приходом губернатора Андрея Ивановича Бочарова ситуация неуклонно меняется к лучшему. Он первым обратил внимание на металлургические предприятия области, в том числе «Красный Октябрь». И завод, построенный в XIX веке, с честью проживший XX век, сейчас, в XXI веке, не только не утратил своего значения, а набирает силу. Это подтвердил при личной встрече и Александр Сиваков, генеральный директор АО «Корпорация развития Волгоградской области», в оперативном управлении которого находится «Красный Октябрь»:

 

– Стабильная работа завода сегодня – результат отличного взаимодействия с региональной властью и огромных усилий всего трудового коллектива, численность которого превышает 3600 человек. Предприятие наращивает кооперационные связи, постоянно совершенствует производственный процесс, опираясь на накопленный опыт. «Красный Октябрь» участвует в национальном проекте по бережливому производству и повышению квалификации персонала, взаимодействует с профильными учебными заведениями региона, формируя кадровый запас на будущее.

 

В том, что завод на правильном пути и уже вернул гордое звание «Стальное сердце города-героя», я убедился лично. Порядок на территории и в цехах, позитивный настрой коллектива. Думаю, недалеко то время, когда «Красный Октябрь» вновь заслуженно займет место флагмана металлургической промышленности страны, как и положено настоящей легенде Волгоградской области.

 

У него для этого есть все необходимое: богатая уникальная история, мощные производственные активы, квалифицированный персонал.

 

Фото: пресс-служба АО «Корпорация «Красный Октябрь»; Сергей Каширский.