«Горожане должны холить и лелеять свой оркестр»

3 ноября 2015

Фото открытый источник

В откровенном интервью "Вечерке" приглашенный дирижер волгоградского симфонического оркестра Юрий Серов рассказал, что думает о современных музыкальных направлениях, о зависти к непрофессионалам и разнице между русскими и иностранцами.

 

 

Главное – не стать "флюсом"

 

 

? Какое ваше первое воспоминание, связанное с музыкой?

– Я родился в семье замечательных музыкантов, вокруг меня всегда была музыка. Можно сказать, я впитал любовь к музыке с молоком матери. Было вполне естественно пойти по стопам родителей. Поэтому меня всегда удивляют и восхищают музыканты, которые вышли из семей, далеких от музыки. Это дорогого стоит.

? Не сложно было создавать свое имя, отстаивать свое «я», когда оба родителя – известные люди?

– Мне никогда не был интересен этот вопрос. Я люблю музыку, живу ею, стараюсь стать лучше. Какое значение имеет все остальное?

? Отличается ли детский репертуар от взрослого?

– Я уже шесть лет веду детские концерты в Санкт-Петербурге. Многие музыканты удивляются: «Зачем тебе это надо? Ни славы, ни денег это не приносит». Но это настолько здорово, мы общаемся, я задаю вопросы, дарю подарки победителям викторины. Все получают искреннее удовольствие. Полный зал детей, они дружно реагируют. Оркестр страшно доволен, веселится. И я вижу, что это живое общение работает, дети уходят радостные. Уверен, что они придут и потом. Планирую в следующем году провести цикл детских концертов в Волгограде. Когда я готовлю концерт для детей, передо мной не стоит вопрос выбора репертуара – можно играть абсолютно все. Дело здесь в способе преподнесения. Стараюсь соблюсти баланс между разговорами о музыке и самой музыкой. Мне хочется не идти по проторенным дорогам, не впадать в рутину, не потерять связи с детьми. Помню, я в первый раз пришел с дочкой на детский концерт. Мне очень не понравилось. Его вела замечательная музыковед, обладающая высокой культурой, богатой речью и колоссальными знаниями. Когда мне было 10–11 лет, я выступал с мамой на филармонических концертах. Мы играли на рояле в четыре руки, и эта же музыковед вела концерты. И через 30 лет она на сцене говорила то же самое! Хотя если сравнить ту ситуацию, застойные годы Советского Союза, и наше время, тогдашних детей и современных, – все ведь изменилось! Кроме музыковеда – она осталась прежней. Поэтому я решил, что сам буду вести детские концерты. И меня затянуло. Козьма Прутков сказал, что профессионал подобен флюсу – его полнота всегда однобокая. Я стараюсь не стать «флюсом», жить со слушателями одной жизнью и давать им то, чего у них нет.

 

Хорошая музыка – это привилегия

 

 

? Японский новатор в сфере раннего развития Масару Ибука рекомендует учить малышей играть на скрипке, потому что это развивает мозг.

– Безусловно, занятия музыкой развивают человека. Но для развития мозга существует масса замечательных занятий – шахматы, живопись, чтение, математика. Постановка сложных задач и их решение приносит огромную пользу человеку. Русское общество в этом плане пассивное. Мы ждем, что кто-то поставит перед нами задачи, а другой сделает все за нас, выручит, заплатит. Мне бы хотелось, чтобы наше общество жило более привлекательно. И чтобы условия жизни стали качественнее, и отношения друг с другом, чтобы исчезла агрессия, которая есть сейчас. Я патриот. И когда вижу что-то хорошее за границей, не мечтаю о переезде, а хочу, чтобы так же было в России. У русских мало естественного дружелюбия, мы же даже не здороваемся с соседями! Унылость, отсутствие воспитания – такого нет в западном мире. Конечно, у кого-то из иностранцев улыбка формальная, но все же. При этом сытость, которая достигнута в последние годы в крупных городах России – Москве и Питере, например, не развернула общество в другую сторону, не сделала добрее. Наоборот, за царапину на дорогой машине готовы убить.

? А есть разница между тем, как воспринимают музыку в России и за границей?

– Конечно, от темперамента многое зависит – испанцы реагируют более живо, чем северные европейцы. Но публику невозможно обмануть – если по-настоящему хорошо, не схалтурил, она чувствует это. Неделю назад с петербургским оркестром мы были на гастролях в Бельгии и Голландии. Огромный зал, публика вскакивала после симфоний Рахманинова, Чайковского, слушатели стоя аплодировали и кричали «Браво!». Позже нам рассказали, что в Брюсселе такого не бывает. Но когда нравится, публика одинаково эмоционально реагирует – что в Волгограде, что в Амстердаме. Однако же сами люди разные. За границей билет на концерт стоит 50 евро, и это нормальная цена. Вечером на концерт собираются хорошо одетые мужчины и женщины, от 30 лет, среднего класса. Когда в России билет стоит 50 евро, а в Петербурге и Москве есть такие, на концерты приходят люди обеспеченные и в основном безразличные к музыке. В Волгограде билеты невероятно дешевые. Даже как-то неприлично, что билет на концерт стоит как чашка кофе в ресторанчике на Аллее Героев. А по-другому невозможно, иначе залы будут пустые. Люди с деньгами даже не знают дороги в филармонию. У нас концерт в какой-то мере становится социальной работой. Так не должно быть. Качественная симфоническая музыка, как и наличие очень хорошего симфонического оркестра, такого, как в Волгограде, – это привилегия. Мы не можем прожить без хлеба, без больниц, но, к сожалению, можем прожить без оркестра. Однако без серьезной классической музыки наша жизнь станет совсем бедной. Поэтому город должен холить и лелеять свой симфонический оркестр.

 

Музыка едина

 

 

? Как вы относитесь к современным направлениям – поп, рэп, рок, панк-рок и прочим?

– Мне очень симпатично отношение к музыке моего 24-летнего сына. Саша много занимался музыкой, обладает уникальным слухом и удивительными способностями, свободно играет на многих музыкальных инструментах и всегда с удовольствием посещает концерты классической музыки. Вместе с тем он большой любитель и ценитель рока, иногда достаточно специфического, и часто ездит на выступления своих любимых групп. Это нормально, когда молодой человек воспринимает мир вокруг себя в гармонии, не шарахается из одного в другое. Мы же едим разную пищу, почему же тогда мы должны питаться в духовном плане одним и тем же? Я люблю то, что называется ленинградским роком, – «ДДТ» с Шевчуком, «Аквариум» с Гребенщиковым. Их творчество глубокое, интересное и всегда искреннее.

 

Хочу слышать только сердцем

 

 

? Как слышат музыку профессионалы? Вы воспринимаете ее целиком или думаете: тут скрипка фальшивит, а тут ударные запоздали?

– Я завидую непрофессионалам, которые могут слушать музыку одним только сердцем, плакать, смеяться и наслаждаться всей душой, пропуская ошибки. У меня всегда включается голова, я анализирую, разбираю произведение по молекулам даже тогда, когда мне хочется окунуться в музыку и ни о чем не думать.

? В детстве я мечтала стать дирижером, казалось, это очень простая работа – махать палочкой. Но мама объяснила, что дирижер должен разбираться в музыкальных инструментах, знать множество произведений наизусть, быть хорошим психологом.

– К сожалению, в профессии есть много таких «махальщиков». Но «махать руками» перед оркестром – это лишь малая часть профессии дирижера. Перед дирижером стоит сложный комплекс задач. Он прежде всего настоящий лидер коллектива из 90 человек, у каждого из которых свой характер, настроение. Есть любители покричать, любители смотреть в телефон во время репетиции. Со всеми нужно найти общий язык, уметь воздействовать. Умение управлять – не менее важно, чем музыкальные качества, которые, несомненно, должны быть в дирижере. Мы счастливцы, что работаем в классическом искусстве, которое живет столетия. В попсе группы возникают и исчезают без следа, и на смену им приходят легионы новых. А вот симфония Чайковского, картины великих художников, классическая литература вечны, они будут жить с нашими детьми и внуками.

 

 

 

 

Досье "Вечернего Волгограда"

Юрий Серов, пианист и дирижер.

Окончил Петербургскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова в 1991 году и аспирантуру в 1993-м. В качестве пианиста и дирижера гастролировал более чем в 30 странах мира. Записал несколько крупных программ на радио и телевидении России и зарубежных стран, более 60 компакт-дисков для различных фирм России, Бельгии, Японии и США. Артистический директор Международного фестиваля камерной музыки «Северные цветы» в Санкт-Петербурге, основатель и редактор серии компакт-дисков «Петербургский музыкальный архив».

Отец – Эдуард Серов – советский и российский дирижер, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РСФСР. С 1974 по 1985 год был главным дирижером Ленинградского камерного оркестра старинной и современной музыки. Основатель, художественный руководитель и главный дирижер Волгоградского академического симфонического оркестра.

Мать – Генриетта Серова – пианистка, профессор Санкт-Петербургской консерватории.

Еще один представитель талантливой семьи – Алексей Эдуардович Серов, брат-близнец Юрия, – также известная личность в нашем городе. До мая 2012 года он возглавлял созданный им Волгоградский молодежный театр.

DNG