«Герасим бросил Татьяну и связался с Муму». Перлы школьных сочинений времен СССР

23 апреля 2014

Школьное сочинение в советской школе – как много в этом слове! Помните, как подчас вымучивалась каждая строчка, ведь тогда не было великого подсказчика Интернета? А какие порой выдавались перлы, над которыми до икоты смеялись учителя и вся школа! Давайте вспомним смешные моменты нашей школьной жизни?

 

"Он ее обесчестил" – еще и двойку влепили!

 

У большинства не сохранились школьные тетради с сочинениями. А жаль. Было бы трогательно и весело перечитать детские опусы, написанные корявым почерком, и вспомнить, какими мы были наивными.

 

– Конечно, я помню свои сочинения, ведь мы писали их сами, а не списывали с Интернета, – вспоминает Анна Коваленко из Красноармейского района. – Сейчас детям этого не понять, а мы в школе, готовясь к сочинению, ходили в библиотеку, читали критиков, карандашиком подчеркивали понравившиеся цитаты. Учителя любили вслух зачитывать смешные сочинения, особенно двух «друзей райкиных» из нашего класса Вовки и Генки. Помню, как Вовка «сочинил»: «Тарас Бульба не просто убил своего сына, он его перед этим осуждал, а по ночам ненавидел за предательство!» А учитель спрашивает, мол, почему по ночам-то? Вовка отвечает: «А днем некогда, он же сечет всех там в своей сечи!» И гогот на весь класс. А Генка, который, кстати, потом поступил на истфак, как-то изрек такое: «Мне не нравится Татьяна Ростова, станцевала на балу, а потом смысл ее жизни стал в родах» и «Базаров с Павлом Петровичем так и не завели семью!» А еще я помню, что мне поставили двойку за сочинение по обзору любимой книги. Я писала о «Воскресении». Красной ручкой были подчеркнуты слова: отдалась и обесчестил. Учительница мне написала: «Недостойные слова для школьницы!» До сих пор думаю, а как по-другому надо было написать?

 

Тимур с командой были поджигателями?

 

Часто школьные сочинения были творчеством коллективным, когда двоечники или просто не успевшие прочитать произведение школяры начинали выпытывать у родителей и братьев подробности, чтобы на их основе накатать сочинение. Итоги порой были поразительными.

 

– Я часто просил писать сочинения своего старшего брата, и в своих сочинениях он мне мстил, наверное, – вспоминает Алексей Дзюба из Дзержинского района. – Помню вот такие опусы: «Жабо Безухова выдавало его полноту, ведь внизу были панталоны», «Моя любимая книга – про Тимура и его команду. Они вырубали деревья у стариков и поджигали им печи». Раз в полгода учительница делала стенгазету и туда вносила строчки из наших сочинений, хорошо хоть не именные. Я краснел, когда что-то из своего сочинения читал, и, чтобы меня не заподозрили, начинал громко хохотать. А еще я помню, во втором классе какой-то мальчик написал в сочинении всего несколько строк: «Как я провел лето, я писать не буду, родители отдали меня бабушке на все три месяца, и я очень зол!»

 

Серая шейка – это вам не курица!

 

– Мои сочинения были правильными, а вот муж частенько просил девчонок пересказать текст и потом писал, – вспоминает Валентина Мещерякова из Краснооктябрьского района. – И вот внезапно на уроке задают написать сочинение по «Муму» Тургенева. Он просит девчонок написать в двух словах содержание. Записка возвращается, но ее перехватывает и зачитывает учитель: «Герасим – дворник у плохой боярыни в Москве, глухой и немой, большой, влюбляется в прачку Татьяну, но не получается, ее выдают замуж. Герасиму плохо, он находит собачку. Боярыня ее просит убить, но он ее сам топит». И вот что написал потом мой супруг: «Герасим –бедный глухой и немой дворник. И бедная прачка Татьяна. Но жалко все-таки собаку. Сразу вспоминаются строки из песни «Зачем Герасим утопил свою Муму, я не пойму, я не пойму. Она не сделала плохого никому, вот никому, вот никому! Больше писать не могу, меня потрясла эта трагедия!»

 

Учительница аж прослезилась… от смеха!

 

– Я помню сочинение своего лучшего друга, – поделился Андрей из Ворошиловского района, – вот посмеялись тогда и мы, класс, и наша первая учительница Галина Валентиновна. Сочинение было про Серую шШейку примерно вот такое: «Серая шейка – это не курица, это утка. Если бы она была курицей, то не испытала бы много страданий на реке, а может быть, и испытала бы, если бы ее зажарила и съела хозяйка. Но так как она была уткой и была ничьей, то должна была улететь в теплые края. Но не улетела. Она спасла друга и поранила крыло. Вот если бы она была курицей, то ей бы крыло залечили и оставили бы в курятнике. Но она была уткой и осталась зимовать. Серая шейка грустно морозила хвост в холодной воде, а вода становилась льдом. А лиса могла ходить по льду и пошла. Шла, шла к утке. Но дальше я не дочитал, но вы успокойтесь, мне сказали, что утка спаслась!»

 

«Девочку Таню звали Леной»: «Вечерний Волгоград» отобрал все самые забавные перлы из школьных сочинений.

 

«В музее природы есть рысь, олень, бобер и другие товарищи».

«Гагарин был первым проходимцем в космосе».

«Гамлет сумел притвориться умалишенным, а Офелия не сумела».

«Герасим бросил Татьяну и связался с Муму».

«Наша кошка приобрела трех щенят».

«Мне очень нравится героиня романа Льва Толстого "Война и мир", особенно когда она танцует на балу со Штирлицем».

«Стадо коров состояло из 13 овец».

«Во дворе стояла конура, вокруг которой сидела собака».

«Базаров поранил палец и умер. Это значит: не лезь в чужой труп, а то свой потеряешь».

«Онегин был богатый человек: по утрам он сидел в уборной, а потом ехал в цирк».

«В библиотеку вошли двое: мальчик и девочка; они были братьями».

«В заповеднике живут звери, которые уже вымерли».

«В Италии Гоголь отдыхал от ревизоров».

«В комнате погас свет, и мы включили свечку».

«В комнату вошел мальчик лет 80».

«В нашем доме есть старики и малыши, которые еще не ходят в школу».

«В пионерском лагере я познакомился с девочкой Таней. Ее звали Лена».